Найти в Дзене

Слова об искусстве. Сфумато

Сфумато - в живописи или рисунке, легкое затенение, которое представляет собой мягкие, незаметные переходы между цветами и тонами. Чаще всего оно встречается в работах Леонардо да Винчи и его последователей, которые делали тонкие градации, без линий или границ, от светлых к темным тонам.

Визуальный результат техники заключается в том, что здесь нет резких контуров (как в книжке-раскраске). Вместо этого области темного и светлого смешиваются друг с другом через крошечные мазки кисти, что создает довольно туманное, хотя и более реалистичное изображение света и цвета.

Слово « sfumato » с итальянского означает «затененный» и является причастием прошедшего времени итальянского глагола « sfumare » или «тень». « Fumare » означает «дым» по-итальянски, а сочетание дыма и тени прекрасно описывает едва заметную градацию тонов и цветов техники от светлых к темным, особенно используемых в телесных тонах. Ранний, замечательный пример сфумато можно увидеть в «Моне Лизе» Леонардо.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

Изобретение техники

Согласно историку искусства Джорджо Вазари (1511-1574), эта техника была впервые изобретена фламандской школой, включая, возможно, Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена. Первая работа да Винчи, включающая сфумато, известна как «Мадонна в скалах» , триптих, хранящийся в Лувре и написанный между 1483 и 1485 годами.

Мадонна в скалах. Триптих. Леонардо да Винчи. Лувр, Париж. 1483-1485 гг.
Мадонна в скалах. Триптих. Леонардо да Винчи. Лувр, Париж. 1483-1485 гг.

«Мадонна в скалах» была заказана францисканским Братством Непорочного Зачатия, представители которого вели дискуссии с Доминиканским Орденом. Францисканцы верили, что Дева Мария была зачата непорочно; доминиканцы утверждали, что это отрицало бы необходимость всеобщего искупления человечества Христом. Контрактная картина должна была показать Марию как «увенчанную живым светом» и «свободную от тени», отражающую полноту благодати, в то время как человечество показывалось в «образе тени».

Картина также включала пещерный фон, который, по словам искусствоведа Эдварда Ольшевского, помог определить и обозначить непорочность Марии. Он был выражен благодаря технике сфумато, примененной к ее лицу, и отражал «выход» греха из тени.

Многочисленные слои глазури

Искусствоведы предположили, что техника была создана путем тщательного нанесения нескольких полупрозрачных слоев краски слоями. В 2008 году физики Мэди Элиас ( Mady Elias) и Паскаль Котт (Pascal Cotte) использовали спектральную технику, чтобы (практически) снять толстый слой лака с Моны Лизы . Используя мультиспектральную камеру, они обнаружили, что эффект сфумато был создан слоями одного пигмента, сочетающего в себе 1 процент вермилиона (пигмента, получаемого из киновари) и 99 процентов свинцового белого.

Количественное исследование было проведено ученым де Вигери ( de Viguerie) и его коллегами (2010) с использованием неинвазивной усовершенствованной рентгеновской флуоресцентной спектрометрии на девяти лицах, нарисованных или приписываемых да Винчи. Его результаты свидетельствуют о том, что художник постоянно пересматривал и совершенствовал технику, итогом создания которой стало написание «Моны Лизы» . В своих более поздних картинах да Винчи разработал полупрозрачные глазури из органической среды и наложил их на полотна очень тонкими слоями, часть из которых были размером в микрон (0,00004 дюйма) при увеличении.

Деталь картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», где отчетливо видна техника сфумато (особенно тени вокруг глаз)
Деталь картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», где отчетливо видна техника сфумато (особенно тени вокруг глаз)

Прямая оптическая микроскопия показала, что да Винчи достиг телесных тонов, наложив четыре слоя: грунтовочный слой свинцового белого; розовый слой смешанного свинцового белого, вермилиона и земли; теневой слой, выполненный полупрозрачной глазурью с некоторой непрозрачной краской с темными пигментами; и лак. Было обнаружено, что толщина каждого окрашенного слоя колеблется в пределах 10-50 мкм.

Отличие техники сфумато и обычных мазков (справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона)
Отличие техники сфумато и обычных мазков (справа: Боттичелли. Портрет молодого человека. 1483 г. Национальная галерея Лондона)

Искусство терпения

Исследование де Вигери ( de Viguerie) показало, что эти глазури присутствуют на лицах четырех картин Леонардо: «Моны Лизы», «святого Иоанна Крестителя», «Вакха » и «Святой Анны», «Девы Марии» и «младенца ». Толщина глазури увеличивается на гранях от нескольких микрометров в светлых областях до 30-55 микрон в темных областях, которые состоят из 20-30 отдельных слоев. Толщина краски на полотнах да Винчи, не считая лака, никогда не превышает 80 микрон.

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг. Лувр, Париж.
Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг. Лувр, Париж.

Слои наносились очень медленно и обдуманно. Время высыхания между слоями могло длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от количества смолы и масла, которые использовались в глазури. Это вполне объясняет, почему Да Винчи писал «Мону Лизу» на протяжении четырех лет , которая так и осталась незавершенной им до самой смерти в 1519 году.

Если эта тема Вам интересна, Институт арт-бизнеса и антиквариата предлагает образовательную программу «Искусствоведение. Атрибуция и экспертиза предметов антиквариата». Знаточеский подход и образование может превратить увлечение искусством в дело, которое приносит доход. Будем вас ждать😊

Источники:

1. Encyclopedia Britannica [Электронный ресурс]. URL : https :// www . britannica . com / art / sfumato (дата обращения: 12.03.2021).

2. Shelley Esaak . Definition of Sfumato: Art History Glossary. 10.02.2019. [Электронный ресурс]. URL : https :// www . thoughtco . com / sfumato - definition - in - art -182461 (дата обращения: 12.03.2021).