2.1. Определение социологии управления. Объект, предмет, проблемы науки.
Социология управления - наука об отношениях, возникающих в системе управления. Она изучает систему, процессы, субъекты управления различных предметных сфер и уровней жизнедеятельности; формы, методы и средства управленческих воздействий субъектов; отношения руководства и подчинения; стиль руководства; проблемы дисциплины, ответственности, исполнительности как проявления социальных отношений в процессе управления. Объектом социологии управления являются системы управленческих взаимодействий, а предметом - складывающиеся в них управленческие отношения.
Область социологии управления включает в себя три уровня:
- академический или уровень теоретических обобщений. В нем изучаются процессы и логика целедостижения, а также природа, механизмы и состояние коллективного субъекта целедостижения - организации;
- уровень прикладной науки, где разрабатываются средства для использования в практике управления. В него включаются организационное проектирование, консультирование, разработка социальных технологий, средства социологической диагностики.
- социоинженерный или практико-управленческий уровень. В нем осуществляется деятельность социолога - по организационному консультированию (внешнему и внутреннему); - как функционального управленца; - для обоснования и формирования социологических подразделений или фирм, выполняющих практико-управленческую и консультативную деятельность.
2.2. Место социологии управления среди других наук.
Близкие к социологии управления отрасли социологии – промышленная (индустриальная) социология, социология труда, социология организаций, социология государственной службы. Менеджмент является междисциплинарной наукой, в ней концентрируются подходы различных социальных и гуманитарных наук: социологии, психологии, права, философии, экономики и других. Специфика социологии управления выражается в том, что она рассматривает все социально-управленческие феномены, подпадающие под критерий "социального".
В фокусе социологии управления находятся две подсистемы средств регуляции человеческого поведения, их можно обозначить традиционными терминами: "социальная организация" и "социальное (государственное) управление".
2.3. Социально-управленческие функции социологии:
1. Информационная функция - связана с тем, что социология способна на научной основе собирать, анализировать и передавать информацию о социальных процессах, что является необходимым для принятия управленческих решений.
2. Диагностическая функция - заключается в возможностях социологии на основе собранной информации давать анализ социальных ситуаций, внутренних причин и следствий социальных процессов, то есть ставить социальный диагноз, что так же является необходимым при управлении социальными объектами.
3. Прогностическая функция - связана со способностями социологии на основе изучения и анализа социальных ситуаций предвидеть способы и направления их развертывания, а так же последствия реализации тех или иных управленческих воздействий.
4. Контрольная функция (функция обратной связи) - связана с тем, что социологические знания и методы позволяют отслеживать ход реализации управленческих решений, реакцию на них объекта управления, дают возможность оценивать степень действенности и эффективности управленческих воздействий и возможную вариативность их последствий.
5.Экспертная функция (функция социологической экспертизы) - заключается в том, что социологические методы и методология позволяют оценивать управленческие решения социальной направленности (законодательные и нормативные акты, отдельные распоряжения) на степень их приемлемости, адекватности и реализуемости в конкретной социальной среде. Она ограждает социум от негативных последствий управленческих воздействий, которые априори не просчитываются, особенно в социальной сфере.
6. Рекламно-просветительская функция (имидж-функция) - функция, которая не осуществляется социологией непосредственно, но опосредованно она всегда присутствует при проведении социологических исследований и связана с рекламой (либо антирекламой) среди объекта исследования той организации, которая проводит исследование. Привлекая социологию на свою сторону органы управления могут получить достаточно мощный канал рекламно-информационного воздействия на население, что при правильном его использовании будет постоянно срабатывать на повышение имиджа управленческой структуры.
7. Функция, оптимизирующая внутреннюю деятельность структур управления и кадровых процессов, протекающих в них - связана с использованием в практике управления достижений таких областей социологического знания как социология управления, социология организаций, социология государственной службы и т.п..
8. Социо-инженерная функция - комплексная функция, реализуемая через осуществление всех перечисленных выше функций, связанная с возможностью разработок в рамках социологии различных социальных технологий, моделей социальных структур, организаций и ситуаций, проектирования комплексных управленческих воздействий на социальные объекты, ставящая государственную служащего , социального управленца, менеджера в позицию социального конструктора и технолога, задающего и реализующего ход социальных изменений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Управление как объект и предмет социологического знания.
2. Исторические традиции и опыт социологического изучения управления.
3. Основные проблемы и категориальный аппарат социологии управления.
4. Необходимость и сущность социологического обеспечения социального управления.
5. Основные направления и проблемы социологии управления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каково предметное поле социологии управления?
2. Какие уровни социологии управления можно выделить в ее составе?
3. Как соотносится социология управления со смежными областями социологического знания?
4. Каковы основные проблемы социологии управления?
5. Охарактеризуйте место социологии управления среди других наук?
6. Как соотносится социология управления и менеджмент?
7. Какие социально-управленческие функции социологии можно выделить?
ЛИТЕРАТУРА
Филиппов А.В. Введение в курс "Психология и социология управления". М., 1987
Удальцова М. В. Социология управления: Учеб. пособие. Новосибирск,1998.
Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996. N 3
Круглый стол: Актуальные проблемы социологии управления/ Социологические исследования. 1998. N 2
Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993
Участие социологических служб в реализации нововведений на предприятии. М., 1990
Васильев Г.Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М., 1981
Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования 1994 N 2
Кравченко А.И. Социология: Учеб. для ВУЗов. М., 1998
Поляков В.Г. Человек в мире управления. Новосибирск, 1992
Социальное управление. Словарь. М., 1994
Социальные технология: Толковый словарь/Отв. Ред. В.Н.Иванов. М;Белгород, 1995.
Социодинамика культуры управления//Ред. коллегия: В. М.Толдонов, С.И.Замогильный, В.В.Володин, Р.Е.Пашян, В.Н.Слонов. Саратов, 1994,
Социология государственной службы: Терминологический словарь-справочник/ Под научной ред. проф. Г.П.Зинченко, проф. В.Г.Игнатова. Ростов-на-Дону, 1996.