Читательские комментарии к серии статей о жизни в позднем СССР дали очень красноречивый разброс мнений:
- Примерно треть комментаторов отреагировали нейтрально, приводили разнообразные примеры из своего опыта, книг, фильмов и вообще никак не обзывались;
- примерно треть комментаторов обозвали меня гнусной лживой антисоветчицей, которой лишь бы поливать г ...рязью утраченный светлый мир, где не было места даже хорошему, а было лишь лучшее и прекрасное. Причем делаю это наверняка по наущению неких темных сил, а также по глубинной мерзости моей натуры;
- еще примерно треть обозвали меня выжившим из ума динозавром, зацикленном на прежней голубизне неба и зелени травы, и не ценящим благ инновационного процветания. Которому лишь бы поливать г...рязью нынешний светлый мир, где нет места даже хорошему, а есть лишь лучшее и прекрасное. Причем делаю это наверняка по наущению неких темных сил, а также по глубинной мерзости моей натуры.
Но приз моих симпатий завоевал такой комментарий:
Бинго! Читатель не понял, к какой категории гнусности нужно отнести автора и страдает от этого! Если не указан друг и враг, то текст теряет всякий смысл, тема не раскрыта, потребитель не удовлетворен.
На самом деле, это очень печально. Получается, что примерно 2/3 читателей в принципе не могут воспринимать информацию без бинарного разделения на две противопоставляемые категории. Причем с обязательным оцениванием каждой. В противном случае предохранители вырубаются. Автор, определитесь, ничего не понятно!
На понижение разрядности эта модель процессора не работает. Безоценочное восприятие заблокировано в принципе. Назвав что-либо ты по определению либо это хвалишь, либо ругаешь, ты либо союзник, либо враг!
Соответственно, таким людям очень трудно воспринимать повествовательные информационные тексты. Где нет антогонистичных категорий, а просто излагается некое описание действительности, социального конструкта, объекта, теории, умопостроения.
Легко заметить, что подача информации любыми массовыми каналами затачивается именно под массовое бинарное восприятие:
- Реклама: наш новый продукт имеет вот такие преимущества перед вашим прежним продуктом!
- Публицистика: мы за все вот это хорошее против всего вот этого ужасного!
- Шоу: посмотрите, как было плохо "до" и как стало замечательно "после"!
- Учебники. Ох, беда с ними! Все меньше описания, все больше таблиц, диаграмм, графиков, построенных на со- и противопоставлении. Школьники не в состоянии читать длинные описательные абзацы и выбирать из них ключевые моменты.
Еще держатся учебники ВУЗовские, но вот беда – многие студенты не в состоянии их осваивать. Поэтому от преподавателей требуют составлять простые доходчивые презентации с минимальными тезисами, понятными картинками и однозначно прописанными алгоритмами.
Следствие из всего этого печальное: общаться становится все труднее и труднее. Даже если никаких оценок в сообщение изначально не вложено, бинарный собеседник домыслит их сам, припишет тебе и выдаст на них эмоцию: оскорбится или обрадуется.
Хотя психологи как раз изо-всех сил настаивают на нейтральном безоценочном общении, большинству людей это просто недоступно из-за настроек мыслительного аппарата. Хвалить или ругать это бесполезно. Увы, это реальность, к которой нужно приспосабливаться.
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .
Если понравилась статья, можете поблагодарить автора