Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Контроль

Оглавление

(Control, 2004, США)

Да, глаза вас обманывают. Несмотря на постер в духе "Бандитского Петербурга", перед нами вовсе не уголовный жесткач, а 100% научно-социальная фантастика.
Да, глаза вас обманывают. Несмотря на постер в духе "Бандитского Петербурга", перед нами вовсе не уголовный жесткач, а 100% научно-социальная фантастика.

"Что, в первый раз?" - спросил своего дрожащего соседа герой последнего вестерна братьев Коэнов, когда оба они - не Коэны, а герои, - стояли на эшафоте с петлями не шеях. Ну да, ему, зубоскалу, было проще - его-то вздергивали повторно, ведь первая его казнь сорвалась в самый кульминационный момент.

Нечто подобное случилось и с героем "Контроля" режиссёра Тима Хантера - махровым уголовником Оливером (Рэй Лиотта). Наворотив мокрухи в бандитских разборках, он тоже был приговорен к "вышке" и, заполучив смертельную инъекцию в вену, отошёл в мир иной с грязной бранью на устах...
...Вернее, это Оливер и свидетели его казни думали, что он отошёл. А на самом деле...

Пока герой Рэя Лиотты не стал "гораздо добрее", как Чак Норрис в "Неудержимых 2", он радует нас своим коронным амплуа дерзкого психованного гангстера.
Пока герой Рэя Лиотты не стал "гораздо добрее", как Чак Норрис в "Неудержимых 2", он радует нас своим коронным амплуа дерзкого психованного гангстера.

...На самом же деле это была далеко не последняя ругань в жизни Оливера, ибо она - его жизнь, - всё ещё продолжалась.
Правда знало об этом лишь ограниченное число посвященных. Чьей центральной фигурой был доктор Коупленд (Уиллем Дефо), учёный, разработавший экспериментальное лекарство
"Unaggress". Как понятно из названия - созданное для того, чтобы превращать крокодилов и питбулей в добреньких мимишных няшек и пусичков. Бесповоротно и на всю оставшуюся жизнь.

"Анагресс" и собрались испытать на зверюге-Оливере доктор и компания. Предложив ему на выбор 1) вернуться под ядовитую капельницу и умереть уже с гарантией, или 2) мутировать в законопослушного гражданина, лишенного желания ломать людям шеи и перегрызать глотки.
Дилемма была, мягко говоря, так себе. И Оливер решил прикинуться паинькой, сев на таблетки. Естественно, втайне лелея надежду, что однажды эти очкарики зазеваются и вот тогда-то он задаст от них дёру.

Щепотка Джона Ву ещё ни одному фильму не повредила.
Щепотка Джона Ву ещё ни одному фильму не повредила.

Имя, само собой, Оливеру тоже поменяли на беспонтовое "Джо". Все особые приметы - "купола" со спины и шрамы с лица, - тоже убрали. Странно, правда, что само лицо не отдали на растерзание пластическим хирургам, уж коли лепили из "мертвеца" абсолютно новую личность. Но ведь тогда, опять же, пришлось бы звать в штат фильма ещё одного актера, а бюджет-то не резиновый.

За метаморфозами характера Оливера/Джо мы и будем наблюдать целых сто минут экранного времени. Что, в отличие от фармацевтических опытов из реальной жизни, будет вовсе не скучно. Потому как держать пациента в кроватке и интересоваться его самочувствием доктор Коупленд не собирался. А собирался он предельно ужесточить задачу себе и всем: выпустить однажды Джона на волю и лишь потом ставить ему окончательный диагноз.
Одного лишь не знал Коупленд. Того, что у него в команде завёлся "крот", стучащий обо всём, что здесь творилось, врагам бывшего Оливера. На которого мафия до сих пор держала кровную обиду и обрадовалась, узнав, что вскоре сможет-таки с ним поквитаться...

- Шакал я паршивый. У детей деньги отнял. Детский сад ограбил... ©
- Шакал я паршивый. У детей деньги отнял. Детский сад ограбил... ©

***

В общем, хоть и позабытая, но всё ещё смотрибельная научно-социальная фантастика 2000-х. Где также удачно сплавлены криминальная драма, мелодрама, триллер и боевик - всё строго дозировано, без перебора, всё на своих местах и грамотно воздействует на зрителя. Чьи эмоции по ходу сюжета тоже эволюционируют вместе с психикой главного героя - от ненависти к нему до сопереживания.

Разве что мрачновато-серая палитра придает фильму угрюмый вид, но, видимо, так и было задумано для пущей суровости.
Ну и нельзя не похвалить дуэт таких драматических мастеров, как Дефо и Лиотта. Которые даже в фильме, не рассчитанном на Оскары и иные награды, не дают себе расслабляться. И трудятся в полную силу даже там, где большинство их коллег по цеху бессовестно бы сачковало.

Трейлер фильма: