Миф о "пассивном доходе", почему репутация есть у всех, а личный бренд нет, почему в сетевом маркетинге невозможно за деньги купить "лучшее место" и что нужно иметь кроме денег
22 февраля 2021 года Вашему вниманию была представлена статья о первой причине, по которой сотрудничество с компанией прямых продаж или сетевого маркетинга с большой долей вероятности принесёт разочарование (ссылку найдёте ниже).
Вторая причина: любая сфера человеческой деятельности требует постоянного активного личного участия того, кто хочет эффективно контролировать и управлять своими активами, фактор случайности и влияние политики и экономики тоже имеют важное значение.
Иначе говоря, чтобы не потерять деньги, время и энергию впустую, нужно быть "в игре" постоянно - напрямую или через членов команды и свой персонал (делегирование полномочий). Компании, работающие в правовом поле, не будут делать из плана маркетинга подобие пирамиды - им нужны те, кто много и качественно работают именно сейчас, а не те, кто всего лишь начал сотрудничать раньше других и поэтому им нужно платить очень щедро. Это миф.
Мифом является и так называемый "пассивный доход" - один раз во что-то вложить деньги и постоянно получать доход от этого актива. Вообще, в экономике это понятие всегда привязывали к инвестициям в ценные бумаги (доход по акциям, облигациям, вкладам в банки т.д.), в недвижимость или транспорт, оборудование (при сдаче в аренду или перепродаже). Размер дохода и вероятность его получения зависят от многих факторов: ситуации в экономике в целом и конкретно в этой сфере, спроса и конкуренции, личных возможностей владельца активов. Всегда приобретение и владение активом означает расходы, а они могут превышать получаемый доход, то есть результатом будет убыток. Потому "пассивный доход" вовсе не является синонимом слова "прибыль". И всегда есть риски.
Применительно к сетевому маркетингу "пассивный доход" подразумевает ситуацию, когда некто создаёт группу первых покупателей, а затем уже только они занимаются привлечением новичков, обучением и мотивацией, обеспечивают громадные объёмы продаж, а "королева пчёл" только получает комиссионные и живёт беззаботной красивой жизнью вдали от этих людей - если кто-то говорит, что у него/неё всё именно так - это мошенник или нанятый клоун. Несколько лет назад ко мне обратилась коллега высокого статуса в компании "Mary Kay" - её оскорбил некий господин и она хотела иметь аргументы, чтобы ответить - не ему, а тем, кто стал свидетелями этой выходки, потому что произошло это в социальной сети. Господин утверждал, что сотрудничает с компанией сетевого маркетинга и получает комиссионные в десятки тысяч долларов каждый месяц. В качестве доказательств он публиковал свои фото рядом с дорогим авто и особняком, в люксовых номерах отелей, рядом с руководством той компании. Единственной его промашкой было то, что он наивно публиковал всё это от своего имени. Понадобилось несколько минут, чтобы получить достоверную информацию от Федеральной налоговой службы России: у него есть статус индивидуального предпринимателя и один вид деятельности "Деятельность актёров, выступающих индивидуально", уровень микропредприятия говорил о том, что он абсолютно точно не имеет легальных доходов, о которых заявлял в своих публикациях. Отсутствие кодов на торговлю, обучение, консультирование говорило о том, что нет легальных доходов от таких видов деятельности Это был нанятый актёр - кто нанял и для чего - тот, кому это было выгодно. Про компанию, которую он так рьяно продвигал выяснилось, что она по документам для налоговой производит комбикорма ДЛЯ СКОТА на производственных площадях бывшего советского НИИ (научно-исследовательского института), никакой внешнеэкономической и импортно-закупочной деятельности не ведёт, зато регулярно закрывается и открывается вновь уже под другими названиями, но с теми же учредителями. В рекламе компания утверждала, что продаёт продукты питания зарубежного производства по новейшим научным разработкам, имеет филиалы в странах Европы и её клиенты - ЛЮДИ (не поголовье домашнего скота). И у неё годовой доход не позволял выплатить тому господину такие комиссионные - возможно, потому что большая часть доходов шла через "чёрную бухгалтерию", а может быть и правда доход компании был мизерным.
Конечно, эта компания никогда не была членом Ассоциации прямых продаж России. Но вреда принесла много - не клоуном с его постановочными фото - тем, что обманывала людей.
Репутация и личный бренд
Ещё одна иллюзия о получении доходов или прибыльном бизнесе без непосредственного участия в процессе зарабатывания денег - миф о личном бренде. Звучит он так:
Вам необходимо найти способ выделиться из толпы! Для этого вы должны создать свой бренд, что поможет вам добиться выдающихся успехов в карьере.
Дэвид Андрузия и Рик Хаскинс, "Стань брендом. Как найти собственную индивидуальность для карьеры", с. 8
Помните притчу Льва Толстого про веник и прутики - что легче сломать - коллектив или одиночку? Миф как раз об этом. Если нужно быстро и с гарантией избавиться от конкурента, то нужно заморочить голову ложью о том, какой это уникальный человек и что ему никто больше не нужен - поверит и сам уничтожит все шансы на развитие своего бизнеса.
Как и в случае с "пассивным доходом", в юриспруденции и экономике действительно есть понятие бренда как товарного знака и наименования - официально делается регистрация на право коммерческого использования. И получается, что есть Алла Пугачева - женщина, реальный человек и есть бренд "Алла Пугачева", за использование которого обязаны платить столько денег, во сколько это оценивает владелец бренда. По закону права на бренд принадлежат тому, кто указан в регистрационных документах. То есть, необязательно брендом владеет тот, у кого это имя в паспорте написано. Условно говоря, брендом может владеть Иван Иванович Иванов и если захочет, то под этим брендом станет показывать в медиа и на упаковках товаров любую другую женщину, хоть свою тёщу. Конечно, это большой вопрос: захотят ли потребители покупать что-то с изображением тёщи Ивановна, но теоретически такая возможность существует. То есть, личный бренд как товарный знак по сути является монетизацией репутации и популярности, от того, что в медиа или на упаковках товаров размещено упоминание этого человека, это увеличивает продажи. Сама по себе регистрация бренда не делает его владельца получателем каких-то доходов, на бренд, как и на любой товар, должен быть спрос, а, значит, ценность бренда не равнозначна расходам на его регистрацию. К слову, бренды в России регистрирует только государственная организация Роспатент, а многочисленные фирмочки с рекламой в интернете всего лишь посредники (или мошенники - на кого попадёте).
Репутация, да, есть у каждого человека - о ком-то только мимолётное впечатление или один факт из биографии, о ком-то много отзывов и набор характеристик.
Помните знаменитое: "Полжизни работаешь на репутацию, а потом она работает на тебя"? Вот это целое направление деятельности людей "с именем" - самые простые примеры мы видим на каналах Яндекс. Дзен - авторские обзоры товаров по заказу их производителей или продавцов. Например, множество обзоров самой дешёвой косметики, она, конечно, безопасна для здоровья, но и польза от неё минимальная и кроме копеечной цены других достоинств нет. Потому что сейчас 21 век, а не 20 или 19-й - парадигма ухода за кожей изменилась, другие нагрузки, питание, образ жизни, много факторов и косметика должна быть современной.
В социальных сетях медийные люди за плату готовы похвалить кого и что закажут. А кто-то и вовсе "работает лицом" за бесплатные образцы товаров, которые должны хвалить.
В сетевом маркетинге и прямых продажах бренды - это компании и их товары и покупатели платят за них, а не "личному бренду Марьиванны", у которой договор с компанией и она об этих товарах рассказывает. Конечно, Марьиванна может в Роспатенте оформить права на своё имя, но точно компания ей за это не будет платить дополнительно.
Что нужно для начала карьеры в прямых продажах или сетевом маркетинге
Нужно выбрать те товары, которыми будете пользоваться - полезные, лучше тех, что можно купить в магазинах, современные, применяя которые можно решить несколько проблем. Кто-то говорит, что надо "полюбить компанию и продукт" - звучит глупо - любят Родину, близких людей, что-то очень важное, а влюбляться в тюбик помады или пену для бритья - это фетишизм какой-то))
Сколько товаров нужно выбрать? Чтобы начать совсем с малого риска, достаточно 3 наименований (один набор из трёх товаров) - в том случае, если Ваш круг общения состоит из людей с низкими доходами. Или если считаете свои навыки общения недостаточно развитыми или утраченными.
А чтобы хорошо зарабатывать - какой должен быть набор - чтобы не надоедать своим клиентам, с ними нужно встречаться не более 4 раз в год (если они хотят чаще, то, конечно, хоть каждый день). Значит, нужно заранее иметь представление о том, сколько каких товаров должно быть продано за год. Например, в компании "Mary Kay" оптимальный набор косметики для женщины старше 25 лет стоит от 170 тысяч рублей в розничных ценах. Это по потребностям кожи в зависимости от возраста и времени года. Плюс по желанию декоративная косметика и парфюмерия. Кто-то купит больше или меньше, важно иметь ориентир - с какой категорией клиентов работать наиболее выгодно и какая косметика им нужна, в какой форме работать получается наиболее эффективно и прибыльно.
Иначе говоря, имеет значение кому, что, когда и как продавать. Кому, когда и что говорить о возможностях карьеры. Будут люди, значит, будут и деньги, а не наоборот. Люди важнее всего и планирование карьеры и заработков нужно начинать именно с оценки своих возможностей и навыков работы с людьми.