Что есть искусство, что может называться искусством, а что нет - вопрос довольно полемический и каждый, в общем-то, сам для себя определяет критерии этого отбора, ибо классификации не существует.
Я отвечу, что НЕТ, писсуар Марселя Дюшана - это не искусство. Это дадаизм😂 У дадаизма нет определения, дада - это просто дада.
Тогда в чем соль? Почему мы до сих пор говорим о дадаизме и его значении во вклад мировой художественной культуры? Давайте разбираться.
В 1910 году Василий Кандинский создал свою "Первую абстрактную акварель" и понеслась. ИСКУССТВО ЛИШИЛОСЬ ПРЕДМЕТА.
Именно в этот момент и появляется господин Дюшан со своим Писсуаром, или более правильно говоря реди-мейдом.
Что такое реди-мейд?
Это готовые, антихудожественные объекты (например, серийное велосипедное колесо), помещенные в традиционное выставочное пространство и получившие таким образом художественный контекст, а вместе с ним и культурное содержание.
По сути, это та самая будущая постмодернисткая игра (ее начало) - игровая РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ, которая выразилась в возвращении в искусство не предметного изображения, а самого предмета.
То есть РЕДИ-МЕЙД ЕСТЬ РЕАКЦИЯ НА АБСТРАКЦИЮ.
Дело было так: мсье Дюшан с товарищами забрел в магазин сантехники и купил там обычный серийный писсуар. Он почти ничего в нем не изменил, только перевернул его вверх тормашками и поставил на нем свою подпись.
Но нам важно то, что было дальше – Дюшан захотел выставить свой реди-мейд на выставке общества независимых художников, куда традиционно принимались абсолютно любые работы, но писсуар отбор комиссии не прошел.
Тогда Дюшан сделал из этого настоящую сенсацию – он опубликовал фото писсуара в газете и своим жестом поставил под сомнение понятие искусства вообще, то есть задал вопрос: что достойно называться искусством, а что нет.
Это была бомба и это то, что до сих пор актуально, ибо ответа на этот вопрос нет, вернее, ответов масса, ибо каждый отвечает на него, исходя из своих личных пристрастий, убеждений, установок.
То есть реди-мейд – это по сути рядовой предмет массового производства, купленный в соседнем магазине, и по воли художника получивший статус ценного произведения искусства.
Здесь и игра, и едкая ирония, и реакция на беспредметное творчество, и новый диалог рукотворных предметов – массового, серийного производства и уникальных художественных (то, из чего позже вырастет поп-арт).
Более того, реди-мейд породил тот ПАРАД ИНТЕРПРЕТАЦИЙ, который будет чуть ли не самым главным в системе координат постмодернизма.
Из реди-мейда вырос дадаизм.
Дада – это игра, глумление, случайность, едкая ирония. Это ПРОВОКАЦИЯ и ЭПАТАЖ (вспоминаем жест Дюшана с писсуаром, когда он опубликовал его в газете - в этом жесте, который сегодня обозвали бы акцией, а акционизм из этого и вырастет, и есть, если не вся, то львиная часть соли такого явления как дадаизм).
На вопрос о том, что означает дада я вам не отвечу, потому что правильного ответа нет – это слово, которое ничего не значит и значит абсолютно все. В общем-то в этом слове и есть весь дадаизм.
Сие явление рождается в 1916 в Цюрихе в самый разгар войны (Швейцария в войне не участвовала, а сохраняла нейтралитет, поэтому художники не уходили на фронт, а могли позволить себе творить).
То есть ДАДАИЗМ ЕСТЬ РЕАКЦИЯ НА ВОЙНУ И НА МИР, ПОРОЖДЕННЫЙ ЭТОЙ ВОЙНОЙ, поскольку жестокость этой мировой бойни отчетливо показала бессмысленность разумного существования.
Что важно для дада? Продуманно создаваемая ситуация и система интерпретаций, которую их образы порождали - сами работы почти ничего не значат.
Дада - это коллаж, который есть, по сути, тоже игра: готовые серийные объекты сперва уничтожаются, деформируются, калечаться, а после воскрешаются уже в отрыве от той реальности, в которой они были созданы. Более того, на их изначальный смысл нарастают новые смыслы, искусственно сотворенные рукой дадаиста.
Для дада актуальна тема войны, поэтому и содержание коллажа будет про военное производство и ПРО МИР, КОТОРЫЙ ЭТО ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО СОТВОРИЛ.
Еще дада – это СМЕХ НАД РЕАЛЬНОСТЬЮ (все та же игра, одной стороны, и подчеркнутое подтверждение бессмысленности разумного бытия, которое сломала война с другой). Именно для дада стало возможным выставить, например серийную лопату в пространство музея и обозвать ее заковыристым названием «Предчувствие сломанной руки». И опять таки со звуком барабанов начинается торжественный парад интерпретаций.
Шедевр ли Писсуар Дюшана? Однозначно нет. Но это БОМБА, КОТОРАЯ ОТКРЫЛА ДОРОГУ ПОСТМОДЕРНИЗМУ. Прорыв, который был нужен искусству, потерявшемуся в мире, где, казалось, кроме оружия ничего быть уже не может.
Реди-мейд, который есть дада, и дада, который есть все и ничего одновременно ЦЕНЕН именно КАК ФЕНОМЕН - освобождающее движение, которому не было и, наверное, нет равных в истории мировой художественной культуры.