Итак, наша прогулка по Чапаевской в прошлый раз прервалась на т-образном перекрестке с улицей Шостаковича. Справа от нас простирается принявшая нынешний облик в конце 1930-х годов необъятная площадь Куйбышева.
Слева раскинулся квартал, почти полностью перестроенный Петром Щербачевым в период с 1930-го по 1937 год.
Но вот на другой стороне улицы мы с удивлением обнаруживаем неплохо сохранившееся здание совсем другой эпохи.
Давайте же попробуем перенестись в ту эпоху, год эдак в 1897-й…
Но что это нас так подбросило вверх! Ну конечно, это существенное неудобство путешествий во времени: нужно всегда помнить об изменении ландшафта. Мы с вами оказались на крыльце Кафедрального собора, что стоял тогда на площади Куйбышева, точнее – Соборной.
Хорошо еще, что мы не заброшены на колокольню и не замурованы в стену. ☺
Так что же там – на другой стороне улицы?
Перед нами почти готовое здание Городского училища, спроектированное отцом Петра Щербачева – хорошо нам известным Александром Александровичем Щербачевым.
Архитектору 39 лет. Три года назад он закончил отделку Кафедрального собора. В прошлом году похоронил тестя – П. В. Алабина. В общем, всё как у людей: жена, сын, работа. Впереди еще 15 лет жизни и сотня новых проектов.
Александр Щербачев умер в 1912 году, не дожив до революции и до Первой мировой войны. А мы с вами перенесемся как раз таки в военный 1915-й. Согласно вывеске над парадным входом, в здании располагался лазарет.
Теперь перенесемся еще на пять лет вперед. В Самаре уже два года как восстановлена советская власть после периода правления Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧ). Гражданская война вошла в заключительную стадию и откатилась на окраины страны. Надо было не просто налаживать мирную жизнь, но и наполнять ее новым содержанием.
В ту многообещающую пору левое крыло творческой интеллигенции еще возлагало на советскую власть большие надежды и активно сотрудничало с ней в области пропаганды. На базе Петроградской академии художеств, Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где задавали тон преподаватели-конструктивисты, которые призывали «сознательно творить полезные вещи», мечтали о гармоничном новом человеке, пользующемся удобными вещами в благоустроенном городе.
В Самаре не было своего художественного учебного заведения, поэтому для организации местного ВХУТЕМАСа прибыл преподавательский десант из Москвы, а помещение нашлось в здании городского училища. В числе преподавателей был художник Самуил Яковлевич Адливанкин.
Другой «десантник» – уроженец Самары Николай Николаевич Попов.
Ну а Георгия Георгиевича Ряжского знают все.
Кроме преподавания авангардисты ВХУТЕМАСа пытались благотворно повлиять на облик Самары, но провинциальная бедность как обычно связывала руки. Так 1 мая 1921 года перед Драмтеатром среди могил погибших борцов с контрреволюцией заложили памятник III Интернационалу. На реализацию проекта художники попросили 5 миллионов рублей (по тем временам – копейки), но Наркомпрос выделил только 1 миллион. Памятник остался недостроенным и быстро разрушился.
А тут новая беда: грянула осень 1921 года, принеся в Поволжье голод и тиф. В декабре художники сочли разумным вернуться в Москву.
Но жизнь продолжалась. Скоро место ВХУТЕМАСа занял электротехникум, потом школа-семилетка №48. В 1930 годы тут обосновалась неполная школа №65, а в 1945-м ее сменило педагогическое училище.
Узнаёте? Портал перебросил нас в 1950 год. Но и в 1963-м, когда в этом популярном здании открылась средняя школа №11 с преподаванием ряда предметов на английском языке, и в 1971-м при открытии здесь Института культуры картинка была такой же.
Теперь попробуем представить себе юношу, который направляется к институту, чтобы подать документы на библиотечный факультет. Трудновато представить? Да, странный выбор для самарского парня того времени. Зато сейчас словами «библиограф» и «краевед» никого не насмешишь. Александр Никифорович Завальный стал в городе популярной фигурой. Кстати, в том, что Самара снова называется Самарой есть и его заслуга. Он был одним из создателей движения за возвращение городу исторического названия.
Ну что же, пора возвращаться домой. То есть – в 2021 год. Перед нами всё то же здание, но теперь мы замечаем, что с годами на нем стало больше косметики.
С 1990-х годов это один из корпусов Академии Наяновой. В пору своего расцвета заведение имело университетский статус, но, как шутят некоторые самарцы, не выдержало финно-угорской интервенции. С 2018 года здесь всего лишь средняя школа для одаренных детей. Может быть, и не такая большая драма по сравнению с исчезновением Госуниверситета, но всё равно печально.
Что ж, эти стены помнят всякое – не только хорошее. Но жизнь в них всегда возрождалась, возродится и на этот раз – под защитой старых добрых кирпичей Завода самарского городского управления.
Спасибо, что дочитали!
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. А что находится рядом на параллельной улице Фрунзе, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.
Ваш Андрей Макаров