В настоящее время наблюдается большой интерес к изучению памятников старины. Это явление вовсе не говорит о том, что нашему поколению нечем жить. Напротив, - интерес к прошлому, охвативший широкие слои общества, говорит о росте нашего самосознания…
Не зная и не любя прошлого, нельзя понимать и любить настоящее. Это воссоздание прошлого, любовное изучение памятников старины и искусства, - это несомненный признак роста нашей культуры.
И вот, в то время, когда деятельно изучается наш Север, старательно воссоздаются памятники былого, в центральной России и на Украине, в это время изучение донской старины почти не подвинулось вперёд.
″Прошлое Дона, - писал более 30 лет назад Д. Л. Мордовцев, - известно настолько, насколько оно могло быть доступно и интересно издали историку-централисту. Поэтому Дон так и остался мёртвой страницей в истории″.
С тех пор мало что сделано для ″оживления» этих ″мёртвых страниц″ в истории Дона. Многие из этих страниц уже безжалостно вырваны временем, другие же настолько выцвели, что если мы теперь же не примемся за их изучение, то следующим поколениям в них уже не разобраться.
Архивы растащены… Многие из дел сгорели во время пожаров или же проданы на обёртки. Много бумаг, касающихся истории донского казачества, покоятся в архивах других городов.
Вызванный в первых годах прошлого столетия для постройки плотин на Дону итальянский инженер Де-Романо упоминает в своей работе ″Переворот в философской науке, на Дону″ (часть переведена на русский язык) о ценном оружии, коврах и других вещах, которыми владели казаки.
Где всё это? Пусть многие из этих вещей не имеют значения для изучения истории Дона, так как попали к казачеству в виде военной добычи, но пропало ведь и немало ценных вещей…
Если мы обратимся к архитектурным памятникам старины, то увидим не менее печальную картину. Деревянные церкви, представляющие огромный интерес для уяснения связи между деревянной архитектурой Украины и донской, разрушены или обезображены позднейшими переделками до неузнаваемости. К счастью, в архиве Академии художеств сохранился альбом рисунков инспектора народных училищ Донской области Г. Ознобишина, которым пользовался В. В. Суслов, изучая древнерусское зодчество юга России (В. В. Суслов. ″Очерки по истории древнерусского зодчества″ 1889 год).
Несколько статей, разбросанных в ″Донских областных ведомостях″, ″Донском вестнике″ и краевых газетах, незначительное количество книг – вот всё, что имеем мы.
Много говорят о военной доблести и славном прошлом донского казачества, но и в области военной истории сделано очень мало. А ведь в истории донского казачества есть целый ряд интереснейших эпизодов. Но всё же военная история донского казачества разработана лучше других сторон быта и уклада донцов.
История казачества – это история походов, войн, набегов, - вот почему у казаков не было городов, в которых бы сложилась прочная жизнь, развилось бы каменное строительство.
Как и двести лет назад, Черкасск, - это столица Дона и резиденция атаманов (ныне станица Старочеркасская) состоит из деревянных домиков с галерейками. Ежегодные наводнения создали определённый тип построек на срубах, или сваях. В каменных домах – подвалы, заменяющие срубы.
Как и всюду, здесь наиболее сохранились старые памятники церковной архитектуры: Воскресенский собор, - этот памятник былого величия – и Преображенская или Ратная церковь.
Первый заложен в 1709 году, при Петре Первом, который всячески поощрял строительство, вторая построена в 1733 году, в царствование Анны Иоанновны.
Тут, в центре донского казачества, как и в области, перекрещивалось влияние украинской и московской культур и это влияние двух начал сказывается в церковном строительстве.
Каменное церковное строительство началось у донских казаков только со времён Петра Первого. До 18 века история казачества – это бесконечные набеги на низовья Волги, на татарские улусы и турецкие поселения. По крайней мере, в архивах мы не встречаем известий о постройке церквей до 17 века.
В. В. Суслов, исследовавший церковную архитектуру в Донской области, дал ценную ей характеристику. ″Казалось бы, - говорит он,- что в Донской области должны господствовать формы древнесеверных церквей, но оказывается, что во всей Донской области принят был тип, сходный в общем, с древними церквями южной России″.
Несмотря на связь с Москвой, откуда казачество получало церковные вещи, облачения и т. д., Донская область жила в 17-18 веках больше культурой Украины, которая стояла тогда на довольно высокой ступени развития.
В 17 веке, на Украине возник своеобразный стиль, - украинское барокко. В этом стиле своеобразно смешались древнерусское зодчество с германской и польской архитектурой, а также местными особенностями.
Очаровательная церковка Преображения, или Ратная, носит следы барочных форм. План старочеркасского собора настолько оригинален, что его нельзя подвести под какой-нибудь определённый тип церковных построек, но характерные особенности украинского зодчества и здесь налицо.
К сожалению, ряд позднейших переделок после пожаров исказил некоторые детали собора. В соборе обращает внимание пятиярусный иконостас, а также ряд церковных сосудов, облачений, богослужебных книг и т. д.
Но, как мы мало знаем об этих памятниках донской старины, в стенах которых и вокруг разыгрывались исторические события!
Кто строил величественный Воскресенский собор? Кто создал эту очаровательную церковку Преображения на Ратном поле?
Мы только и знаем, что собор построен в период 1706-1719 годов, а Ратная церковка в 1733 году.
Нигде нет подробного описания донских старинных церквей, а между тем, многие из них представляют интерес в архитектурном отношении.
Небольшая шатровая соборная колокольня московского типа ясно говорит о том, что в её основу положен прототип шатровых колоколен 17 века. Выстроена она в 1730 году. Она мало интересна как архитектурный памятник.
Колоколен украинского типа, обыкновенно строившихся вместе с церквями, почти не сохранилось в Донской области. По преимуществу они были деревянные, как и церкви, и многие погибли от пожара, а другие сломаны за ветхостью.
Пусть церковная архитектура Донской области (гражданской, за исключением нескольких незначительных построек ничего нет) не представляет ничего замечательного, но это ещё далеко до того, чтобы мы её игнорировали.
Казачество, занятое бесконечными походами и войнами, пользовалось уже готовыми архитектурными формами, преимущественно Украины. Так, трёхглавые церкви встречаются помимо Донской области лишь на Украине. Такой тип церквей в Великороссии был запрещён патриаршими указами.
По верному замечанию В. В. Суслова, ″искусство у донских казаков не жило, а только применялось в готовых образах к известным духовным нуждам народа″. Впоследствии система централизации, проводимая правительством на окраинах, окончательно лишила возможности и самобытного развития украинской архитектуры, которая возрождается снова только теперь.
Гражданская архитектура Старочеркасска не представляет существенного интереса. Наиболее старая постройка – это дом Жученковых, построенный в конце 17 или в начале 18 столетий, искажённый позднейшими переделками.
Как на характерный образчик отношения к донской старине нельзя не указать на следующий факт. В последнее время новочеркасская духовная консистория, ревнуя о первенстве своего нового собора, возбудила вопрос о праве старочеркасского Воскресенского собора именоваться собором. Пошла бесконечная переписка со всевозможными ссылками на указы и т. д. Консисторским чиновникам хочется, во что бы то ни стало, превратить собор в приходскую церковь. В своих бумагах они так и именуют этот собор – Воскресенской церковью Старочеркасской станицы.
Это мелочь, конечно, один из анекдотов, которыми богата русская действительность, но он характерен.
К счастью, Воскресенский собор находится в ведении войскового областного правления, которое, кажется, относится с большим уважением к донской старине, чем консисторские чиновники, всё желание которых направлено на ″умаление″ старого собора.
Любопытно, что вопрос о праве именования Воскресенскому собору – собором возникал ещё в 1869 году! Тогдашний архиепископ Платон, разъяснил, что Воскресенский собор может именоваться и впредь собором… Но вот теперь снова встал тот же вопрос.
Ведя бесконечную переписку, консистория вряд ли думала о более важном – о сохранении собора – этого древнего памятника донского казачества.
Уже два года, как производится ремонт собора, на который ассигновано 80 тысяч рублей. Устроено паровое отопление, произведена покраска и так далее.
Приближается двухсотлетний юбилей со дня окончания постройки собора и так хотелось бы, чтобы к этому времени была издана работа, посвящённая этому собору и Старочеркасску вообще.
Ведь за исключением библиографической редкости – книги отца Левицкого, бывшего в 60-х годах прошлого столетия протоиереем Воскресенского собора, - ″Старочеркасск и его достопримечательности″ - ничего не имеется. Редкий экземпляр этой книги с рукописными вставками самого отца Левицкого имеется в ризнице собора.
Этот труд могло бы взять на себя войсковое областное правление, или ещё лучше донской и ростовский музеи. В архивах накопилось достаточное количество материалов для составления очерка истории Старочеркасска и его старины.
Н. Лаврский газета ″Приазовский край″ июль 1914 года.
Навигатор ← Черкасский округ