Продолжим тему режимных объектов. В одном из предыдущих постов речь шла о Константиновском дворце, посещение которого довольно затруднительно. Сегодня обратимся к примерам двух городских особняков, чьи интерьеры и история представляют особый интерес, а вот попасть внутрь и лично увидеть следы былой роскоши удается далеко не всем. Оба рассматриваемых здания включены в Реестр объектов культурного наследия.
Мы не будем сейчас оценивать ситуацию с точки зрения антиковидных мер. Понятно, что эпидемия внесла свои коррективы во все сферы общественной жизни и сильно ударила по культурным мероприятиям и туризму.
Итак, попасть в Константиновский дворец, даже при всех ограничениях, возможно. Но есть, например, особняки, в советское время переданные различным учебным или административным заведениям. Состояние сохранности таких зданий нередко вызывает опасения. В то же время можно насладиться уникальной атмосферой заброшенных старинных зданий. Один из таких примеров – особняк Брусницыных на Кожевенной линии, 27.
Некогда прекрасный дом с богатыми интерьерами сейчас находится в удручающем состоянии. Но желающие попасть внутрь всё же находятся. Особняк включен в Реестр объектов культурного наследия и служит местом съемок фильмов, клипов и сериалов. Рядовые посетители могут попасть туда на экскурсии.
Несмотря на охранный статус и интерес со стороны кинорежиссеров, особняк Брусницыных не реставрируется.
В противоположность ему приведем особняк Кельха на улице Чайковского, 28, также известный под названием «Дом юриста». Это здание принадлежит Министерству юстиции, о чем нам напоминает его второе название, и также является объектом культурного наследия.
В особняке Кельха сохранилась значительная часть исторических интерьеров, в том числе великолепная мраморная парадная лестница. Нередко в парадных залах проходят торжественные мероприятия, например, свадебные фотосессии. Часть здания, не включающая парадные интерьеры, принадлежит Французскому университетскому колледжу СПбГУ. К сожалению, не каждому из студентов колледжа удается проникнуть из «учебной» части в парадную. Чтобы в полной мере насладиться интерьерами особняка, необходимо записаться на экскурсию.
В отличие от особняка Брусницыных, интерьеры Дома юриста совсем не выглядят заброшенными. Их состояние вполне приличное, а в некоторых помещениях ведутся реставрационные работы. Сложно сказать, будет ли Дом юриста когда-нибудь полностью доступен для посещений, но, по крайней мере, основную часть его парадных залов можно увидеть во время экскурсий или праздничных мероприятий. Кстати, если вам не удалось попасть в Дом юриста, то об истории семьи Кельх можно узнать в Музее Фаберже.
Вот так по-разному складывается история городских особняков. Понятно, что это далеко не единственные и, возможно, не самые яркие примеры «упадка и расцвета».
Были ли вы хотя бы в одном из этих особняков? Какие еще малоизвестные особняки вы бы рекомендовали посетить?