Краснодарский край по численности населения во всей России уступает только Подмосковью, однако не имеет равных в стране по числу сельских жителей: из 5,7 миллионов кубанцев всего 55% горожан. Здесь обычное дело станицы по 20-30 тысяч человек, а Каневская так и вовсе известна как крупнейшей сельский населённый пункт России . Словом, междугородние автобусы от "Неопланов" до "Газелей" в Краснодаре буквально кишат, а неофициальные автостанции по заполнению то и дело попадаются на очередных задворках:
Да и официальные, откровенно говоря, смотрятся не намного солиднее и тяготеют к железнодорожным вокзалам. Вот двухфункциональный вокзал Краснодар-2:
Что интересно, несмотря на соседство с вокзалом, автостанция полностью отделена от него и даже отгорожена забором. Сам же Краснодар-2 - ныне лишь остановка электричек, однако строился он в 1914 году на частной Черноморо-Кубанской, а в обиходе - Казачьей железной дороге , проложенной через станицы от главных магистралей в стороне.
Не знаю точно, когда сам вокзал был построен, а вот заброшенные и занятые всякой всячиной путейские постройки - вполне себе из 1910-х годов:
В 2020-м куда-то уехать из Краснодара с автостанции или вокзала мне так и не довелось, а бусик "Неизвесной России" ждал группу на Апшеронскую узкоколейку (и снова будет ждать 2-4 мая ) у ДК Железнодорожников (1930), в котором лишь очень сильно постаравшись можно признать конструктивистский образец. Памятник Ленину перед ним тоже непрост: "ленинапада" кубанские казаки устраваить не стали, но всё-таки прогнали Ильича с глаз долой - раньше он стоял напротив Заксобрания из прошлой части.
Мимо ДКЖД и ещё пары зданий 1930-х годов улица Мира приводит...
...на суматошную грязную площадь, раскинувшуюся между вокзалом и автовокзалом, полукруглой таможней (кадр выше) и железнодорожным управлением в торце. Здесь - вечное столпотворение: и небритые горцы, сойдя с автобусов, гордо озираются вокруг, а угрюмые вахтовики с тяжёлыми спортивными сумками, спотыкаясь, вылезают из такси у ворот вокзала. Здесь - главный узел наземных путей из кубанской столицы:
"Стальным хребтом" Северного Кавказа в 1870-х годах стала частная, да при том чуть ли не самый прибыльная в России, железная дорога Ростов-Владикавказ. От неё-то в 1887 году и кинули ветку до Екатеринодара, в 1889-м продлённую в Новороссийск. Вот так выглядел здесь первый вокзальчик:
Заметно перестроенный уже в начале ХХ века, когда Екатеринодар стал узлом линий на Кавказскую (1901) и Приморско-Ахтарск (1914):
Но в войну немцы и заняли Краснодар летом 1942 года, и оставили зимой 1943 года с боем, а вокзалы почти всегда попадают в эпицентры городских боёв. Новый вокзал был закончен лишь в 1952 году, однако - по проекту Алексея Душкина, автора вокзалов в Симферополе и Сочи и даже одной из 7 высоток Москвы. Не знаю точно, когда компактную высокую сталинку дополнили парой пристроек, но по архитектуре рискну предположить, что в 1980-е годы.
Обратите внимание на забор - "театр безопасности" на Краснодаре-1 начался "ещё когда это не было мейнстримом", и как минимум в 2014 году уже был. Вдохновлялись здесь, кажется, опытом Узбекистана - здание обнесено забором с проходной перед колоннами крыльца. Но проходная видна на кадре выше справа, а мы лучше полюбуемся архитектурой вокзала:
Где часовая башня явно отсылает к сталинским высоткам:
А в колосьях лепнины чудятся двуглавые орлы:
К счастью, одной рукой создавая "театр безопасности" на входах, другой РЖД облегчило жизнь фотографу, гоняет которого теперь разве что совсем уж скучающая вохра на совсем уж глухих полустанках. Так что осмотрим интерьеры, начиная от позднесоветских пристроек, через которые теперь устроены вход и выход:
Но большая часть помещений - в сталинском корпусе:
Под шпилем - главный зал с выходом на платформы. Трафик весьма оживлённый, и я не знаю, чего в нём больше - краевых электричек или же поездов на курорты со всех концов необъятной вплоть до Мурманска и Воркуты:
С обратной стороны - странно тёмный витраж:
Чтобы снять кадр выше, надо подняться по лестнице:
Купол опоясывают залы второго этажа:
Но в целом, при всём масштабе и помпезности, я бы не назвал Краснодар-1 шедевром ни снаружи, ни внутри. Постройка монументальная и пафосная, но неказистая какая-то, я бы сказал - без души:
А за железнодорожной конторой суматоху и плевки привокзальной площади сменяют запустение и тишина. Здесь можно посмотреть на депо, а вернее - на два паровоза: справа магистральная "лебедянка" (1949) из Брянска, слева - маневровый "Ь" (1897) из Коломны. Между прочим, второй по возрасту сохранившийся паровоз всей России: в Подмосковье есть "ерь" №2012 , а этот - 2021. Каким-то чудом не распиленный на лом, он простоял в депо до 1987 года, когда и был восстановлен как памятник. Но я, увы, всего этого не знал и потому не сфотографировал "старичЬка" получше:
На пути Краснодара-1 выход только по билетам, но над путями, к счастью, пролегает 300-метровый виадук с ажурной, как в парке, оградой:
Перонный фасад вокзала заметно отличается от городского отсутствием колонн, а на путях больше всего впечатляет обилие "ласточек": ведь модным на всю страну эти новые пригородные поезда сделала Сочинская Олимпиада, а потому совсем не мудрено, что Краснодарский край стал для РЖД "ласточкиным гнездом":
Ну а про краснодарское завокзалье стоит отдельно рассказать. С двух сторон от Краснодара-1 симметрично расположены широкие виадуки (1950) над городскими улицами.
А вот трамвайные пути гораздо старше: на Станичную линию до Пашковки скинулись ещё в 1908 году (до 1914 года - на бензомоторной тяге) казаки, устав от жадности и хамства извозчиков.
И даже уцелело на том же месте надгробие Александра Жука (1892) - инженера Владикавказской железной дороги, завещавшего быть похороненным у путей.
Трамваи снуют по Вишняковской улице, по которой Вишняковским называется и близлежащий сквер. Изначально он был сквером Ленина, приложением к старейшему в городе Ильичу (1925):
Гора обломков самодержавия, освобождённые рабочие, крестьяне, казаки и горцы, а над всем этим Вождь - такова была задумка скульптора:
Но я не могу отделаться от мысли, что вдохновлялся скульптор снесёнными памятником Екатерине II (так же окружённой казаками и князьями), и изваял для него красную замену:
А вот злые толстые дети, уронившие серп и молот с книжных страниц смотрятся из постсовеских лет зловещей фигой в кармане:
В целом же классического "завокзалья" с забулдыгами и скупщиками краденого в Краснодаре нет, или вернее остерегаться такого стоит скорее на улицах за автовокзалом, от площади с другой стороны. Здесь же за путями сразу наваливается шум и лоск нового миллионника:
Южный путепровод служит воротами в самый центр, на Постовую улицу:
Что же до "Неизвестной России", то хотя в Краснодаре она уже стала своеобразным культурным феноменом, десятки нестандартных маршрутов Антон со товарищи проложили по большинству регионов России. Расписание других экскурсий на 2021-й год есть здесь.