Найти тему
ПроАвтобизнес

Как сэкономить на тормозных колодках

Одна из ключевых обязанностей грамотного специалиста автопарка, отвечающего за функционирование и/или обслуживание подвижного состава – подбирать такие пары трения (тормозная колодка + тормозной диск), которые самым лучшим образом отвечают конкретным задачам эксплуатации. Только в этом случае получится обеспечить максимальную экономию и безусловную безопасность дорожного движения. Как это сделать? Цикл статей на эту тему продолжаем 3-ей  статьёй.

Эксперт статьи: Андрей Долгих, представитель в странах СНГ по продажам и послепродажному обслуживанию компании MERITOR

В предыдущей статье мы с вами выяснили, что минимально допустимая толщина тормозного диска обусловлена его прочностью и способностью хорошо охлаждать тормозную колодку. Давайте теперь разберемся, как правильно определить остаточную толщину тормозного диска. А также рассмотрим еще некоторые нюансы, влияющие на износ колодок.

Как правильно измерить остаточную толщину тормозного диска?

Очевидное - минимально допустимая толщина , которая указывается на тормозном диске.

-2

А умеем ли мы измерять остаточную толщину тормозного диска? Что может быть проще - скажет вам «специалист» - главное не забыть, что на рабочей поверхности диска есть не изношенные зоны по внешнему и внутреннему радиусу. И с умным видом приложит к средней части рабочей зоны диска штангенциркуль, а может быть, даже микрометр. И будет глубоко неправ.

Почему? Это – уже профессиональное. Давайте разберемся.

С точки зрения конструкционной прочности, нам важно определить наименьшую толщину тормозного диска в наиболее нагруженных его зонах. Одна из этих зон -зона А, она же зона наименьших радиусов (рис.2). Здесь диск испытывает максимальные напряжения в изнашиваемой зоне обусловленные максимальным моментом (вспомните рычаг Архимеда). Чтобы провести измерения толщины в этой зоне, нам потребуется специальный инструмент (рис.3). Обратите внимание, что это – не обычный штангенциркуль. Он имеет удлиненные губки, чтобы мы смогли «дотянуться» до зоны А, и заострённые щупы на губках, чтобы мы могли измерять толщину по впадинам появившихся в результате износа канавок на тормозном диске, т.е. действительно минимальную толщину. Ни обычный штангенциркуль, ни микрометр нам здесь не помогут, т.к. при их помощи возможно измерять лишь толщину по вершинам канавок.

-3

Вторая наиболее нагруженная зона в изнашиваемой области тормозного диска – зона В, или зона наибольших радиусов (рис.2). В этой зоне самая высокая относительная скорость (скорость перемещения диска относительно колодки) и как следствие - повышенный износ. Отчасти этот износ нивелируется бОльшим количеством материала (большей площадью) диска в этой зоне, но не всегда. Поэтому не редки конструкции диска, когда в зоне максимального износа предусмотрена бОльшая толщина самого диска (рис.4). Так или иначе, в этой зоне нам так же необходимо найти самые глубокие канавки и провести по ним измерения толщины диска.

-4

В зоне С, или зоне средних радиусов, так же не редки локальные канавки, вызываемые попаданием посторонних абразивов (например дорожная пыль, песок), либо применением некачественного фрикционного материала в тормозных колодках. Так что и в этой зоне придётся провести измерения.

В каждой зоне необходимо произвести несколько измерений в разных точках и выбрать минимальный результат из всех полученных. Затем выбрать наименьший результат из всех зон и сравнить его значение с нормативной минимально допустимой толщиной.

Если тормозной диск ещё «в допуске», стоит задуматься над тем, что в любом случае, будучи изношенным, он имеет меньшую теплоёмкость по сравнению с новым. Таким образом, теплоотвод из зоны контакта с колодкой будет ухудшен, что приведет к повышенному износу тормозной колодки при интенсивной эксплуатации(а бывает ли в наших реалиях другая?).

Ещё один интересный факт обнаруживается при установке новой колодки к неновому диску. Замечали, что в некоторых случаях колёсный диск интенсивно покрывается серым налётом? Это не всегда связано с невысоким качеством колодок. Интенсивное образование продуктов износа фрикциона часто обнаруживается на этапе «притирки», а связано это с особой формой износа тормозного диска. Если приглядеться к изношенному тормозному диску, можно увидеть, что изнашивается он «корытом», и в это самое «корыто» нам предстоит погрузить новую тормозную колодку (рис.5). Этот процесс погружения многие и называют притиркой, хотя речь здесь на самом деле идёт о катастрофическом износе кромок фрикциона колодки, они фактически сгорают, воспринимая всю ту нагрузку, которая должна была приходиться на полную поверхность колодки. Сгорают не только сами кромки, но и прилегающие к ним зоны фрикциона. Как результат – ощутимое сокращение ресурса тормозной колодки. Отчасти эту проблему можно решить протачиванием тормозного диска. Но протачивание – это удаление металла, что ведёт к снижению теплоёмкости, и тут, как говорится - «смотри пункт первый».

-5

Таким образом, мы с вами поняли, что решение о замене тормозного диска – вопрос многоплановый и требующий профессионального подхода. Надеемся, эта статья поможет вам правильно оценивать состояние тормозных дисков и давать клиентам обоснованную оценку потенциальной экономии при их замене.

источник