Найти в Дзене

Шедевры из забытых книг

В прошлом номере «Привычки читать» мы начали разговор о «художниках книги», которые сформулировали особенности иллюстративной графики, чей труд наряду с полиграфистами превращает издания в самодостаточные произведения. Мы уже познакомились с представителями творческого объединения «Мир искусства» (рубеж Х I Х–ХХ вв.). Теперь нам предстоит узнать о художниках-нонконформистах, а также вспомнить советские книги, которые по-прежнему можно найти в фондах нашей библиотеки.

В советские годы неофициальному искусству был закрыт доступ к широкой аудитории. Чтобы добыть средства к существованию и остаться в профессии, нонконформисты открыли для себя книжную иллюстрацию, которая давала хороший заработок и возможность высказаться другим – пластическим – языком. Это был особенный выход к многомиллионной аудитории. Открытая ко всему новому и необычному публика ждала их на страницах фантастических рассказов, детских книг, журналов и даже научных изданий. Их общим кодом стала любознательность.

Юло Ильмар Соостер – советский и эстонский художник, график, один из крупнейших представителей неофициального искусства.

В 1949 году художника репрессировали, его обвинили за попытку захватить самолет и вместе с «антисоветской группой» улететь во Францию, отсидел 10 лет как «враг народа».

Вскоре после освобождения стал участником «манежного скандала» 1962 года: Н.С. Хрущев с бранью накинулся на авторов авангардистской экспозиции. Затем – конфискация картин на 6 месяцев, отсутствие заказов.

Соостер создал фантастический стиль, которому свойственен остроэкспрессивный характер и особая ракурсная перспектива. Многие работы автора тяготеют к фотографическому сюрреализму. В общей сложности художник оформил около 70 книг, сотрудничал с журналом «Знание – сила» и издательствами «Мир», «Знание», «Молодая гвардия», «Детская литература». Юло Соостер получил известность как один из лучших иллюстраторов отечественной и зарубежной фантастики и научно-популярной литературы. У нас в фондах можно найти уже забытые, но, как увидите, очень знакомые книги, иллюстрированные Соостером.

Сегодня вновь востребована идея поиска "нового человека". Таким его образ увидел Юло Соостер
Сегодня вновь востребована идея поиска "нового человека". Таким его образ увидел Юло Соостер

Работы мастера с непростой судьбой нечасто выставляются на публику, а самые известные произведения находятся в частных коллекциях.

Режиссер Андрей Хржановский в память о Юло Соостере создал мультипликационный фильм «Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником». Премьера состоялась в 1987 году.

Владимир Янкилевский – российский живописец, график и иллюстратор, один из главных новаторов в послевоенном московском неофициальном искусстве.

-3

Янкилевский работал в стиле эпического экспрессионизма, создал «экзистенциальные ящики» как символ противоречий между мечтами и реальными ограничениями («Экзистенциальные ящики» – один из центральных циклов композиций Владимира Янкилевского – прим. редактора).

В 1962 году после скандально известной выставки «30 лет МОСХа» в Манеже Янкилевский был подвергнут резкой критике и зарабатывал как художник-дизайнер в издательствах Москвы, посвящая основное время живописи и графике.

Многие годы Янкилевский не имел возможности публично показывать свои произведения в выставочных залах, а сегодня его работы представлены в ведущих музеях мира.

К 80-летию мастера издана книга «Автомонографические альбомы. 1954–1980», где он пишет: «… Вспоминая себя ребенком и юношей, я не вижу большой разницы между мною “тогда” и мною “сейчас”. Существенная разница только в приобретенном социальном опыте “правил игры” (которые я теперь хорошо понимаю, но не принимаю). У меня полное ощущение того, что тогда я знал уже всё, что знаю сейчас...»

Графики функций для учеников физико-математических школ рисовал Владимир Янкилевский
Графики функций для учеников физико-математических школ рисовал Владимир Янкилевский

Советский человек, открывая эти книги, зачастую не подозревал, насколько великие мастера создавали иллюстрации. Эти томики и брошюры составляли часть оболочки повседневности того времени. Но через огромные тиражи периодики и учебных пособий графика замечательных художников, которые спустя годы приобрели всемирную известность, стала доступной.

Самарская областная универсальная научная библиотека предоставляет читателям издания с очень интересными иллюстрациями, они уже давно стали раритетами.

Неля КОРЖОВА, художник, куратор международных выставок, член Ассоциации искусствоведов

Опубликовано в периодическом издании Самарской областной универсальной научной библиотеки – газете «Привычка читать» №1(26), март 2021.