Действительно старинных русских пушек - пищалей, бомбард, мортир, вальконеек, и т. д. - к сожалению, сохранилось крайне мало. Причем самые большие орудия не уцелели вовсе. Сейчас в распоряжении историков имеются:
- четыре пищали времен Иоанна Грозного (здесь - длинноствольных пушки среднего калибра) в музее ВИМАИВ и ВС, в т.ч. "Инрог";
- пищаль "Онагр" 1582 года - в музеях Московского Кремля;
- некоторое количество недатированных орудий малого и среднего калибров, изготовленных в XVI-XVII веках (точнее сказать невозможно - не сохранились документы), раскиданных по различным региональным музеям - в Кирове, Угличе, в собрании Кирилло-Белозерского монастыря, и т.п.
Это - то, что уцелело в России. Кроме того, в Гданьске, в центральном морском музее, имеются два небольших русских орудия производства 1560-х годов (тоже пищали - этот термин пятьсот лет назад обозначал не только мушкет, но и класс артиллерийских орудий). А в Швеции, в замке Грипсхольм, хранятся два осадных русских "Волка" - 1577 и 1578 гг. изготовления, работы знаменитого мастера Андрея Чохова.
И это все?
Практически - да. При том, что артиллерийский парк России только в эпоху Иоанна Грозного составлял около сотни орудий различных типов. Исследователь древней русской артиллерии А. Лобин утверждает, что на данный момент есть информация о русских 92 пушках - только времен царствования Грозного. Смутное время и весь XVII век идут отдельным порядком.
Куда же все делось?
За практически полное уничтожение бесценных (для нас, сейчас, в наше время) исторических памятников следует сказать спасибо Петру I Алексеевичу. Страна испытывала серьезнейший недостаток стратегического ресурса - пушечной бронзы (несмотря на все рудники Урала), поэтому старинные пушки, как и колокола, массово переплавлялись на новые, современные. Так, в 1699 году Пушечный приказ только в первой партии на переплавку собрал с разных городов 76 различных устаревших пушек (это в первой партии, а были и последующие).
Проблема была в том, что в царствие Петра Великого практически никто не думал о том, какую ценность для потомков представляют старинные орудия. Сохранившиеся уцелели чудом. Их практически никто не изучал и не зарисовывал, так поступать перед переплавкой старых пищалей и мортир начали лишь ближе к середине XVIII века.
Стратегическую военную задачу - обеспечить войска современной артиллерией - благодаря этим действиям удалось выполнить. Но огромное количество материальных памятников эпохи было уничтожено навеки.
Так поступал не только Петр. Приказ о переплавке старых орудий на новые отдал и его враг - шведский король Карл Двенадцатый. Но швед поступил дальновиднее: в 1705 году он приказал все сохранившиеся старые трофейные пушки тщательно зарисовать. А трофейных русских пушек за два века русско-шведских войн в арсеналах Стокгольма накопилось порядочно. В том числе пищали "Барс", "Драгон", "Лисица", "Беркут"...
Зарисовку пушек выполнили два художника, брат и сестра Якоб-Филипп и Анна-Мария Телотты (в первую очередь - Якоб Телотт). Вот примеры этих иллюстраций:
Альбом Телотта содержит около 50 листов иллюстраций. Он, конечно, неидеален - швед не знал русского языка, литые буквы на орудиях (так называемую титулатуру) просто перерисовывал, а потому некоторые из них ему... Скажем так - не удались. Он путал буквы А и Я (в тогдашнем написании, не в современном, напомню), И и Н, П и Ш, а порою и вовсе не мог отличить одной литеры от другой, и зарисовывал их... Уж как удавалось разобрать.
Также у Телотта есть проблемы с масштабом - например, небольшую полуторную пищаль он изображал одних размеров с пищалью проломной, из-за чего бывает трудно соотнести одно с другим. Нет указаний также на калибр - видимо, художник был человеком далеким от военного дела, и его эти "мелочи" не интересовали.
Зато геометрические формы стволов и зарядных камор, а также украшений, вензелей и цапф он передавал точно.
Поэтому сейчас альбом Якоба Телотта, чистокровного шведа - это один из важнейших источников по русским пушкам XVI-XVII века. Анализ этого альбома в сочетании с другими сохранившимися материалами (документами Пушкарского приказа, например) позволяет реконструировать облик и параметры безвозвратно утраченных орудий.
Петру Первому, к сожалению, подобная идея - сохранить хоть что-то для потомков перед уничтожением - на ум не пришла...
Источники:
1. "Неизвестные орудия русских мастеров конца XVI века", А. Н. Лобин.
2. "Артиллерия Ивана Грозного", А. Н. Лобин.