Уолтер Крейн родился 15 августа 1845 года в Ливерпуле в семье художника и миниатюриста Томаса Крейна (1808 – 1859 гг.). Его сестра, Люси, тоже пошла по творческой стезе. Она стала писательницей и историком искусств.
Уолтер учился у отца, с 1859 года обучался у гравера Уильяма Джеймса Линтона. Учитель помог ему с получением первых заказов.
В 1862 году с своей работой «Леди Шалотт» Крейн дебютировал в Королевской Академии художеств, но несмотря на положительное впечатление критиков, он сосредоточился на творчестве Берн-Джонса и прерафаэлитов, стоявших в оппозиции с официальной доктриной академиков.
Протест вообще был главной линией его жизни. Крейн был убежденным социалистом, который видел в искусстве инструмент преобразования общества. Большая часть его некоммерческого творчества посвящена иллюстрациям к социалистическим периодическим изданиям и пропагандистским плакатам.
В своей книге «Притязания декоративного искусства» Крейн призывал отказаться от иерархии жанров и искусств. Для него, декоративное искусство – искусство повседневной жизни, а «там, где нет красоты в обыденных вещах, нет источников гармоничного мышления о на самих».
Он был очень востребованным иллюстратором детских книг и обучающих пособий для детей. Его мотивы оказали огромное влияние развитие этого жанра. И все же, книжные иллюстрации, дизайн керамической плитки, обоев и других декоративных форм, несмотря на превосходное качество и мастерство исполнения, были лишь источником заработка.
Уолтер Крейн сетовал, что капитализм искажает художественные способности человека, побуждая его отдавать себя материальной выгоде в ущерб красоте. Он описал капиталистическую систему как "нездоровый стимул", который способствовал созданию дешевого и коммерческого искусства, которое он назвал "мерзостью за гроши".
Возможно влияние младшей сестры и сам факт того, что книги предназначались детям, давали Крейну моральное основание вкладывать в свои иллюстрации весь талант. Его работы отличаются вниманием на ограниченном количестве ярких деталей, образы репрезентированы на гране с сюрреализмом. Техническое исполнение явно находится под сильным влиянием средневековой деревянной гравюры. Подобную приверженность старым техникам активно поддерживал его друг Уильям Моррис, который также ратовал за «искусство ради искусства» и образ книги, как драгоценного фолианта, а не расходного материала для передачи текста.
Идею сказки, Крейн перенес и в социальные работы. Он чем-то сход с французом Милле, который ставил своей задачей показать миру (для него это был Париж), что на планете существуют такие люди как крестьяне. Они тоже живут, радуются, страдают, но их быт скромен, а работа тяжела, отсюда их неприглядный вид. И этому обществу придется научиться их понимать, поскольку того требует социальная справедливость. Крестьяне Крейна словно сошли со страниц итальянских или французских иконологий и мифографов XIII – XVII вв., они олицетворения новых богов и героев.
Стоит обратить внимание на его женские образы. Как правило, они облачены в свободную, легкую одежду. Это не случайно. Одним из любимых проектов Крейна был Союз здоровой и творческой одежды (Healthy and Artistic Dress Union ). Дело в том, что общественные нормы предписывали женщинам носить корсеты, длинные юбки и одежду из тяжелых тканей, что существенно вредило их здоровью и представляло угрозу жизни при работе на фабриках. Также он выступал за запрет детского фабричного труда и призывал ко всеобщему избирательному праву.
Из-за его неосторожных политических высказываний, он периодически попадал в очень неоднозначные ситуации. Например, он разработал вывеску на фасад книжного магазина Хендерсона в Лондоне, который специализировался на анархистской литературе. По Европе и США прокатилась волна акций анархистов, много людей погибло. Это вызывало серьезное осуждение в обществе, которое частично отразилось и на Крейне.
В 1887 году, во время рекламного турне своих работ по Америке, он публично осудил казнь двух анархистов. За некоторое время до этого, при одном из столкновений, из-за брошенной динамитной шашки погибло семь полицейских и еще много людей пострадало. Позднее Крейн пояснил, что не поддерживал акции анархистов, но выступал против смертной казни. Слушать его никто не стал, турне досрочно закончилось.
К сожалению, жизнь художника закончилась тоже трагически. Тело его жены, Мэри Фрэнсис Крейн, было найдено на железнодорожных путях близ Эшфорда Кента. Они прожили вместе 44 года и по заключению коронера, Мэри сделала это сама. Крейн не пережил потери супруги и скончался в больнице через три месяца.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.