В далеком июле двухтысячного года генеральный директор корпорации Майкрософт Стивен Энтони Балмер назвал свободное ядро операционной системы GNU/Linux коммунизмом . В дальнейшем он назвал Linux раковой опухолью, а лицензию GNU GPL, под которой распространяются исходные коды ядра Linux - вирусной.
Что же привело Балмера к такому выводу?
Но начать нужно с определений.
Коммунизм - это бессклассовое общество с общественной собственностью на средства производства.
Для кого-то понятие общественной собственности может оказаться непривычным, но к счастью, у нас есть пример общественной собственности, да такой, который все время стоит перед глазами. Это воздух. Его так много, что нет смысла делить. Он принадлежит всем - и никому. С другой стороны, если бы его на всех не хватало, им вполне можно было бы торговать - как в знаменитой повести Беляева.
Казалось бы, информация, в частности исходный код программ, может тиражироваться бесконечно и так же принадлежать всем - но мы то знаем, что на пути у неё встает право интеллектуальной собственности.
Именно здесь в дело вступает GNU GPL.
Лицензия GNU GPL обладает двумя примечательными особенностями:
1)Во-первых, в том случае, если собственник закроет исходный код, появляется возможность создания форка - ответвления исходного кода под другим названием. Таким образом реализуется механизм абстрагирования от буржуазного права частной собственности. Хотя де-юре собственник есть, де-факто его роль сведена к минимуму, а надстройка в виде лицензии обеспечивает предельное подобие собственности общественной. А поскольку дело касается такой "идеальной среды" как информация, это достигается не через приближение в виде собственности коллектива или государства.
2)Во-вторых, в том случае, если кто-либо захочет использовать исходный код в составе своего проекта и распространять этот проект, то он должен сделать доступным исходный код этого своего проекта под этой же лицензией. Таким образом обеспечивается механизм самовозрастания данной интеллектуальной собственности - "копилефт ". Напоминаю, что самовозрастающая собственность называется капиталом . И здесь мы имеем дело не просто с интеллектуальной общественной собственностью, а с интеллектуальным общественным капиталом .
Теперь понятно, почему Балмер так кипятился.
Разработка с нуля обходится значительно дороже и длится гораздо дольше. Сегодня во многих областях она попросту невозможна. Таким образом механизм самовозрастания работает.
Кстати, Линус Торвальдс - автор ядра Linux в своей книге с интригующим названием "Ради удовольствия" отметил, что на выбор лицензии повлияло то, что его отец в свое время был коммунистом)
Разумеется, не обоходится без трудностей и конфликтов - между Линусом Торвальдсом и создателем лицензии GNU GPL Ричардом Столлманом нет консенсуса о полном названии операционной системы Linux.
Дело в том, что Линус разработал только ядро системы, а программы окружения взял у создававшейся Столлманом с единомышленниками системы GNU. Столлман же заявил, что результат объединения будет справедливо называть GNU/Linux. Кроме признания вклада в разработку, это способствовало бы популяризации проекта GNU, служившего точкой концентрации сторонников и местом распространения многих свободных программ.
Разногласия также коснулись версии используемой лицензии - GNU GPL сменила три, но ядро Linux остается под второй. В третьей версии лицензии GPL запрещена тивоизация - аппаратное ограничение изменения программного обеспечения, а также запрет для распространителей данного ПО подавать иски за обход DRM - технических средств защиты авторских прав.
Свободные лицензии существуют не только для исходного кода программ.
Для учебников и обучающих материалов по всем темам рекомендуется GNU FDL. Для художественных, развлекательных произведений есть Creative Commons Attribution-Sharealike 4.0 (CC BY-SA). А еще существует открытое аппаратное обеспечение.
А теперь главный вывод - зарождающийся коммунизм имеет собственные интересы в сфере технологий.
Из всех технологий можно выделить технологии угнетения и технологии освобождения .
Технологии угнетения концентрируют власть в одном месте.
Технологии освобождения распределяют её по всему обществу.
Примерами технологий угнетения являются системы слежки и DRM.
Примерами технологий освобождения являются исходный код под свободной лицензией, открытое аппаратное обеспечение и самовоспроизводящиеся станки.
Но о них - в другой раз.
Следите за новостями в группе vk:
https://vk.com/linuxkommunist
Автор статьи: Виктор Мосунов
#linux #коммунизм #технокоммунизм #РичардСтоллман #ЛинусТорвальдс