Найти тему

Драгоценный ароматник из сокровищ Великих Моголов и шедевры от Cartier

1091 рубин, 322 изумруда, 209 жемчужин, 20 алмазов. Все это богатство воплотилось в невысокий кувшин-ароматник — шедевр индийского ювелирного искусства XVII века.

Кувшин разъемный: длинное горлышко отделяется от тулова, крышечка с лепестками откручивается. Его внешняя оболочка золотая, инкрустированная драгоценными камнями, а внутри — серебряная колба для розовой воды. Первоначально ароматники использовались при проведении религиозных обрядов, но со временем стали популярны в быту.

Кувшин-ароматник. Индия. XVII век. Из даров Надир-шаха в 1741 году. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"
Кувшин-ароматник. Индия. XVII век. Из даров Надир-шаха в 1741 году. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"

Драгоценный кувшин был создан для могущественного правителя Индии Шах-Джахана из династии Великих Моголов. И если имя этого индийского правителя известно не всем, то построенный им в честь умершей жены мавзолей Тадж-Махал точно знаю многие.

В 1739 году кувшин-ароматник в числе других сокровищ Великих Моголов оказался в руках Надир-шаха, вторгшегося в Индию. Надир-шах придавала огромное значение дипломатическим отношениям с Россией, поэтому часть из награбленных сокровищ решил отправить в качестве подарков российской императрице Анне Иоанновне.

Посольство с дарами отправилось в путь в октябре 1739 года, но к месту назначения прибыло только в октябре 1741 года, когда российский трон занял печально известный Иоанн Антонович при регентстве своей матери Анны Леопольдовны.

Править Иоанну Антоновичу оставалось недолго, дипломатические подарки от Надир-шаха в результате достались императрице Елизавете Петровне и со временем оказались в коллекции Государственного Эрмитажа.

В 2018 году уникальный ароматник был отреставрирован при финансовой поддержке Дома Cartier и сейчас представлен на выставке "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier".

 Колье в индийском стиле с подвеской. Cartier, Париж, специальный заказ, 1928 г. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"
Колье в индийском стиле с подвеской. Cartier, Париж, специальный заказ, 1928 г. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"

Рядом с ароматником в витрине представлены шедевры от Cartier, созданные в индийском стиле.

Брошь в индийском стиле. Картье. Париж. 1938 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"
Брошь в индийском стиле. Картье. Париж. 1938 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"

В начале XX века таинственная и загадочная Индия вызывала огромный интерес у публики. В 1901 году по случаю присоединения Индии к Британской империи Картье создает украшение в индийском стиле для супруги британского короля Эдуарда VII — королевы Александры.

Нессесер. Картье. Париж. 1936 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"
Нессесер. Картье. Париж. 1936 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"

Восточные мотивы вдохновили Картье на создание собственного стиля ювелирных украшений с интересным название Tutti Frutti. Его отличают яркость и многоцветность.

Браслет "Tutti Frutti". Картье. Нью-Йорк. Специальный заказ. 1928 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"
Браслет "Tutti Frutti". Картье. Нью-Йорк. Специальный заказ. 1928 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"

В 1911 году один из братьев Картье принимал участие в торжествах по случаю коронации сына короля Эдуарда VII и королевы Александры — Георга V. Знакомство с индийскими махараджами привело к взаимовыгодному сотрудничеству: Картье приобретал камни, махараджи заказывали у него переделку собственных украшений по европейской моде.

Так рождались неповторимые ювелирные украшения.

Пара брошей в индийском стиле. Картье. Лондон. 1939 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"
Пара брошей в индийском стиле. Картье. Лондон. 1939 год. Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"

Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier" открыта в Пикетном зале Зимнего дворца до 14 апреля. Познакомиться с ней можно самостоятельно по входным билетам на оба маршрута или по отдельному билету.

Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"
Выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier"

Но я от души рекомендую прогуляться по выставке с эрмитажным экскурсоводом. Меня особенно впечатлил рассказ об уникальной старинной индийской технике "кундан", в которой выполнен кувшин-ароматник, и о творческом воссоздании этой техники в изделиях от Cartier.