Найти в Дзене
Омут памяти

Рон Уизли: фильм или книга?

Оглавление

Мы поговорили о том, как в фильмах изменили образы Гарри и Гермионы. Пришла очередь Рона.

Я долгое время не любила Рона Уизли. Я точно так же, как и многие поттероманы, не понимала, за что ему подарок в виде любви Гермионы, почему Гарри терпел его рядом с собой семь лет, как вообще это... грубое, помешанное на еде создание стало частью Золотого трио?

Так было до того, как я на начала вести канал и стала целенаправленно раз за разом перечитывать и пересматривать книги.

Рон - тот персонаж, который больше всех пострадал от экранизаций. В его истории нет таких пробелов, как, например, с Гермионой и её обществом защиты домовиков, но очень сильно смещены акценты. Из надёжного "тыла" и понимающего друга Рон превращается в мужлана, которого заботят только девчонки и вкусная еда.

Ссоры с Гарри

-2

Рон и Гарри нередко ссорятся, и это нормально. Все друзья иногда ссорятся. Важно не это, а то, как они себя ведут во время ссор.

Давайте посмотрим на вторую по масштабности ссору между ними, которая произошла на 4 курсе. Рон обижен, так как Гарри становится Чемпионом. Но в фильме Рон - единственный инициатор ссоры, в то время как Гарри пытается ему объяснить, помириться. Акценты расставлены однозначно: Рон - завистник, Гарри - жертва.

В книге их размолвка протекает совершенно иначе. Например, в этом отрывке.

Увидев в гостиной Гарри, Рон при­рос к полу и огляделся.
—Ты с кем разговаривал? — спросил он.
—А тебе какое дело? Что ты по ночам бродишь!
—Я просто подумал, где ты... Ну, ладно, пойду спать.
—Ты шпионишь за мной! — крикнул Гарри.

Здесь Гарри разговаривал с Сириусом через камин, а Рон спустился его искать. Рон ведёт себя вежливо. В книге он вообще достаточно быстро остыл и начал жалеть о своём поведении. А вот Гарри наоборот раскочегарился и стал нарываться на конфликт.

Гарри схватил со стола значок, над которым потру­дились братья Криви, и запустил им в Рона. Значок уго­дил прямо в лоб и упал на пол.
— Это тебе на память! Надень его во вторник Глядишь, еще и шрам на лбу появится. Ты ведь о нем мечтаешь!

Акценты расставлены совсем иначе, и ответственность за ссору уже не лежит только на Роне. Оба хороши. Гарри - не несчастный агнец, он тоже ведёт себя некрасиво. Каждый из троицы иногда ведёт себя некрасиво, поэтому поведение Рона смотрится нормальным.

Седьмая часть, где Рон бросает Гарри и Гермиону в лесу, в фильмах тоже показана однобоко. В книгах же Рон ранен куда серьёзнее, он слаб, ему постоянно плохо, он сам не свой от тревоги за родных, и мы видим это. Поэтому его срыв выглядит как вопль отчаяния, а не как поза избалованного мальчика.

Так происходит постоянно. Книги раскрывают конфликт, объясняют мотивацию и чувства Рона, показывают, какой вклад в конфликт внесли все конфликтующие. Фильмы делают Рона плоским, мотивация сводится к "психанул, потому что бесишь ты меня, вот почему", а виноват в ссоре он и только он.

Минус забота, плюс еда

-3

В фильме Рон - натоящий чурбан. Он обижает Гарри, обижает Гермиону, обижает Лаванду, и всё это без малейших угрызений совести. А ещё он постоянно ест - на этом специально заостряют внимание. Даже в шестой части, когда Гарри не появляется в Большом Зале после распределения, Рон ест и совершенно не беспокоится. Это выглядит просто ужасно.

А вот в книге всё не так.

...когда несколько человек вскочили на ноги, что­бы лучше видеть, он уже высмотрел Рона и Гермиону, рванулся вперед и втиснулся на скамью меж­ду ними.
— Где ты был? Ух ты, что это у тебя с лицом? — спросил Рон, выпучив на него глаза, как и ближай­шие соседи по столу.

Рон так же, как и остальные, переживает за него. Гарри, в конце концов, его друг с потрясающим талантом влипать в неприятности.

Из-за того, что в фильмах делают больше акцента на беспечность Рона, чем на его беспокойство о друге, как в этой ситуации, Рон и начинает выглядеть примитивным и бесчувственным.

Понимание магии

-4

Нет, конечно, Рон - не самый талантливый колдун. Но он вырос в семье волшебников, поэтому у него есть глубинное понимание того, как работает магия.

— Ты это о чем? — рассмеялась Гермиона. — Ты же его и не пробовал ни разу!
— Да, но я-то думал, что попробовал, ведь так? — ответил Рон тоном человека, который вынужден объ­яснять совершенно очевидные вещи. — Стало быть, разницы никакой не было...

Плюс Рон, росший в семье волшебников, для Гарри и Гермионы - проводник в повседневную жизнь колдунов. Он знает, как тут обзываются (ведь это он рассказывает о значении слова "грязнокровка"), какие тут порядки, какие традиции, какой фольклор.

Громоотвод

-5

В книгах Рон частенько играет роль "громоотвода". Его друзья - люди упрямые и вспыльчивые, иногда их нужно отвлечь шуткой, иногда вызвать огонь на себя. Рон нередко так и поступает. Но при этом он не становится клоуном, чья первостепенная задача - смешить людей. Рон способен быть серьёзным, способен противостоять и Гарри, и Гермионе, когда их заносит.

Фильмы снова переставляют акценты, переводя фокус на комичные ситуации с ним. Его тошнит слизняками, он паникует при виде пауков, у него ужасная парадная мантия. Но мы не видим, чтобы Рон выступал "голосом разума", пытался успокоить Гарри и Гермиону или противостоять им. Так что в фильме он как раз выглядит по-клоунски нелепо.

Глубина

-6

Отличительная особенность книжного Рона - способность думать о других людях.

— А я и не подумал подарить Кикимеру хоть что-нибудь! Слушай, а домовым эльфам принято делать подарки на Рождество? — спросил Гарри, осторож­но ощупывая сверток .
— Гермиона что-нибудь да подарила бы, — отве­тил Рон. — Давай все-таки сначала посмотрим, что там внутри, а уж потом ты начнешь терзаться мука­ми совести.

Книжный Гарри начисто лишён эмпатии и сосредоточен на себе. Книжная Гермиона способна эмпатировать лишь тем, кто на неё похож. Домовикам (так как они угнетаемый класс, как и грязнокровки), Элоизе Миджен (так как она - некрасивая, как и Гермиона) или Чжоу (так как Чжоу - тоже девочка того же возраста с сердечными проблемами). Эмпатия Гермионы - проективная, она может понять те переживания, которые проецирует на себя. Поэтому Чжоу она понять может, а Луну - нет.

Рон же по-житейски мудр, когда дело касается человеческих отношений. Поэтому он был бы попросту неспособен вести себя в отношениях с Лавандой так вульгарно, как в фильме.

В фильме ему плевать на чувства Лаванды. Поэтому их разрыв и получается таким "однобоким". Лаванда в ярости, Рон только рад.

В книге он долгое время бегает от неё, не зная, как разорвать отношения. Он переживает, тушуется, смущается, и всё это потому, что нему как раз НЕ плевать.

— Чем это ты с ней там занимался? — взвизгнула Лаванда Браун, глядя сквозь Гарри на Рона и Гермиону вышедших вместе из спален мальчиков. Гарри, мет­нувшись через гостиную, чтобы оторваться от них, услышал, как Рон залопотал что-то бессвязное.

Потому и их разрыв получается не таким некрасивым. И Рон не выглядит, как мужлан, едва отвязавшийся от назойливой поклонницы.

В книге Рон намного глубже. Он мягче, терпеливее, хитрее, прозорливее. Он может поддержать друзей в трудной ситуации или щёлкнуть по носу, когда те зарвутся.

Или даже мягонько польстить, чтобы получить желаемое.

— Еще как пытаемся, — возразил Рон. — Просто у нас ни мозгов твоих нет, ни памяти, ни сосредоточенности. Не очень-то любезно с твоей стороны подчеркивать тот факт, что ты умнее нас.

Идеальный баланс

-7

В книге в Золотом Трио, на самом деле, царит идеальный баланс.

Рон был уверен, что никаких сложностей со Слизнортом у Гарри, скорее всего, не возникнет.
— Он же тебя любит, — говорил Рон за завтра­ком, помахивая вилкой с куском яичницы. — Разве он может тебе в чем-нибудь отказать? Только не свое­му маленькому принцу зельеварения. Просто задер­жись сегодня после урока и задай свой вопрос.
Гермиона, однако, придерживалась менее радуж­ных взглядов.
— Если даже Дамблдор не сумел вытянуть из него правды о том, что произошло на самом деле, значит, Слизнорт решил ее утаить, — негромко сказала она, стоя во время перемены с Гарри посреди пустынно­го, заснеженного двора школы. — Крестражи... Крестражи... Ни разу о них не слышала...

Гермиона - это "мозг". Найти информацию, продумать запасные планы и пути отступления - это к ней.

Гарри - "двигатель". Он - инициатор и лидер.

Рон же отвечает за то, чтобы эти двое не передрались, не перессорились со всем миром и с самими собой. Он поддержит, успокоит. Напомнит Гермионе, что мир не так сложен. Напомнит Гарри, что всё не так уж плохо, как он себе придумал. Пошутит и заставит их расслабиться.

В фильме Рон большую часть времени смотрится бесполезным придатком к Гарри и Гермионе. Грубый, глупый, равнодушный к чужим проблемам человек. И правда, зачем его всё ещё держат в Золотом Трио... из-за пирожков Молли, что ли?

Так что для меня выбор очевиден. Я всеми конечностями за книжный образ.

Возможно, вам будет интересно:

Друзья, работа над каналом требует сил и времени. Если вам нравится то, что я делаю, поддержите меня)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы читать новые материалы по миру Гарри Поттера. И буду очень рада, если вы поставите лайк или поделитесь моей статьёй.
Спасибо за прочтение.