В предыдущих статьях (ссылки на которые я по традиции дам в конце этой публикации) я начала рассказ о королевском замке, превратившемся в мрачную тюрьму - Консьержери, и знаменитых узниках, томившихся в ее застенках. Королевские убийцы Франсуа Равальяк и Робер Дамьен, обворожительная отравительница маркиза де Бренвилье, удачливый разбойник Картуш... Этот список был бы неполным без знаменитой авантюристки, главной героини романа Александра Дюма "Ожерелье королевы" - графини Жанны де ля Мотт. Но начнем историю с самого начала.😉
Однажды (а было это в начале 60-х годов XVIII века) супруга парижского прево маркиза де Булевилье, проезжая один из провинциальных городков, услышала детский голосок, просивший милостыню для сиротки из королевского дома Валуа. Маркиза попыталась пристыдить маленькую нищенку, использовавшую имя монархов для собственной наживы, но проходивший мимо сельский священник подтвердил слова малышки - она действительно оказалась пра-пра-пра... в общем потомком Генриха II и одной из его любовниц (вот тебе и вечная любовь к Диане де Пуатье! О которой, я, кстати, тоже писала. 😉Но сегодня речь не них).
В общем, полное имя маленькой попрошайки оказалось Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа. Мадам де Буленвилье приняла участие в судьбе этой семьи, где отец опустился, дети нищенствовали, а мать занималась проституцией. Благодаря протекции супруги прево отец Жанны получил назначение в одну из колоний, сына определили в школу офицеров, а Жанну и ее сестру отправили в пансион при одном из монастырей.
В пансионе Жанна быстро приобрела аристократические манеры, но по сути осталась той же самой - авантюристкой и лгуньей. В 22 года Жанна сбежала из монастыря и вскоре выскочила замуж за жандармского офицера Николя де ля Мотта, который называл себя графом, но, насколько я поняла, его титул был довольно сомнительным. Так Жанна стала графиней.
На первых порах молодые супруги поселились в Эльзасе и, по одной из версий, именно там они познакомились с человеком, сыгравшим в их дальнейших планах одну из главных ролей - кардиналом Страсбургским Луи де Роганом. По другой версии они встретились уже в Париже, куда супруги де ля Мотт отправились в 1780 году. В любом случае, главную роль в этом знакомстве сыграло не менее знаменитое историческое лицо - Джузеппе Бальзамо граф Калиостро. Разглядев суть характера юной графини, Калиостро приблизил ее к себе и взял с собой в Париж. Именно там свой талант лгать Жанна продемонстрировала во всей красе.
В результате чрезвычайно теплых отношений с кардиналом, супруг Жанны получил новое назначение, а сама она - приличную сумму "на шпильки и булавки". Эти деньги позволили графине приодеться, снять приличный особняк и ... отправиться попрошайничать, как в детстве. Только делала она это в коридорах и залах Версаля, рассказывая жалостливые истории о потере ею, наследницей Валуа, всех наследных земель. Она даже пару раз упала в обморок, якобы от голода, в приемных Версаля.
Постепенно Жанна добилась своего - ее хорошенькое личико примелькалось в Версале, а на приемах, устраиваемых ею в своем особняке, графиня де ля Мотт рассказывала столько подробностей из жизни королевы Марии-Антуанетты, что ее стали считать ближайшей подругой королевы. Ходили даже смутные слухи о более тесных отношениях, связывавших королеву и графиню. Впечатленные этими слухами банкиры открыли супругам де ля Мотт кредиты, и те зажили на широкую ногу, как это делала вся знать в последнее десятилетие перед революцией. Именно тогда она произнесла свою знаменитую фразу (на мой взгляд актуальную по сей день): "Милостыню можно просить лишь тогда, когда приезжаешь за ней в собственной карете."
Обеспечив себе проживание, Жанна приступила к следующему плану. Кардинал Луи де Роган, чья "бескорыстная" доброта и щедрость помогли супругам де ля Мотт устроиться в Париже, на тот момент был в немилости у королевской четы и мечтал вернуть обратно монаршее благоволение. Этим и воспользовалась Жанна, пообещав переговорить со своей венценосной "подругой". Кардинал написал королеве письмо и Мария-Антуанетта на него очень благосклонно ответила. Того, что на самом деле письмо написал помощник Николя де ля Мотт - Рето де Вийетт, кардинал, разумеется, и не подозревал.
Как развивались дальше отношения кардинала и мнимой королевы, и как они привели Жанну де ля Мотт в Консьержери, вы, мои дорогие читатели, сможете узнать из моей следующей статьи, если подпишетесь на мой канал. Гуляйте по свету и по истории вместе со мной.😉
Знаменитые узники Консьержери. Разбойник Картуш
Генрих Валуа, Екатерина Медичи и Диана де Пуатье. Был ли этот любовный треугольник фигурой на троих