Городской автобус Mercedes O 305 стандарта VÖV особо ничем не примечателен. Проект был разработан по единому западногерманскому стандарту и конструктивно машина являлась аналогом подобных разработок от ведущих европейских автобусных заводов. Разве что качество изготовления было типично "мерседесовским", т.е. высочайшим. Зато сочленённый вариант - Mercedes O305G был принципиально новой моделью, под стандартной внешностью которого скрывались прорывные технические решения, определившие компоновку автобусов ОБВ вплоть до наших дней.
Опытный образец "стандартного" городского автобуса Mercedes O305, был представлен компанией Daimler-Benz AG на выставке IAA во Франкфурте-на-Майне в 1967 году. Машина, созданная в соответствии с предложениями Ассоциации компаний общественного транспорта (VÖV), соответствовала требуемым основным размерам и характеристикам. Предполагалось, что новая модель заменит устаревшие O317 и O302 в городской и междугородней версиях. Определённые надежды производитель связывал и с экспортом новой машины.
Кузов несущий, сваренный из профилей квадратного сечения. Горизонтальный шестицилиндровый дизельный двигатель OM 360h с непосредственным впрыском был установлен в задней части и развивал 170 л.с. при 2200 об/мин. Забор воздуха производился либо из моторного отсека, либо с воздуховода на крыше. КПП механическая пятиступенчатая, полностью синхронизированная. Могла быть установлена и автоматическая трансмиссия. В ходе серийного производства силовая установка неоднократно модернизировалась. Автобус оснащался пневматической подвеской и гидроусилителем рулевого управления. Тормоза гидравлические с пневмоусилением, либо полностью пневматические. В серийных машинах использовался второй вариант.
После презентации на IAA прототип был сначала подвергнут эксплуатационным испытаниям, после чего в конструкцию были внесены многочисленные изменения.
Внешне из этой четвёрки Мерседес нравится автору больше всех. Был ещё Икарус-190, который тоже хорошо выглядел, но Мерседес лучше.
Машина длиной 11 м. была запущена в серийное производство в конце 1968 года. В 1970 году появился вариант длиной 11,3 м., который имел двигатель увеличенной мощности:▼
В процессе производства с 1968 по 1987 внешне машина изменялась незначительно. Появился второй вариант оформления передней части (об этом ниже), менялась светотехника, варьировались мелкие элементы декора. Ходовая часть и силовая установка претерпели более серьёзные изменения. Двигатель во всех вариантах был заменён на более мощный и совершенный OM 407h, Механическая пятиступенчатая КПП заменена четырёхступенчатой. Стала применяться и автоматическая трансмиссия, которая к концу выпуска практически вытеснила "механику". Кроме того, был внедрён ведущий мост планетарной конструкции - узнаваемый по изменённой (более толстой) ступице колеса.
Внешние изменения показаны в блоке красивых картинок ниже:▼
В 1972 году пригородная версия длиной 11,3 м была заменена моделью Mercedes-Benz O307 длиной 11,81 м. У новой машины передняя часть была выполнена в "закруглённом" варианте "Stülb":▼
С 1974 года подобное оформление передней части стало вариативно применяться и на модели O 305/O 305G. "Триста пятый" с такой передней частью был длиннее стандартного на 150 мм.
Далее небольшая техническая часть:
Основные размеры, кузов и всё, что с ним связано:▼
Двигатель и его расположение:▼
Рабочее место водителя машин раннего и позднего периодов выпуска:▼
Салон и его элементы:▼
Прочие элементы и агрегаты: ▼
Благодаря высокому качеству изготовления, надёжному двигателю и прочному кузову жизнь этих машин была достаточно долгой. Многие экземпляры в Германии и других странах благополучно доработали до 21 века. В России эти машины тоже хорошо известны. Несмотря на то, что все они закупались уже не новыми, многие из них благополучно отработали в нашей стране 10 лет и более. Автобусы поставлялись на экспорт в разные страны - были варианты для левостороннего движения и даже двухэтажные. Не преувеличивая, можно сказать, что "триста пятый" Мерседес это эталон стандарта VÖV первого поколения.
Автор имел опыт работы на подобном автобусе - поздних серий выпуска с передней частью типа "Stülb", точно таком же и в такой же окраске, как на заглавной картинке. В конце девяностых в парке были б/у МАНы и несколько Мерседесов обоих вариантов. Водителям больше нравился Мерседес. Мягкая подвеска, где спереди было четыре амортизатора, как и сзади. Неплохое рабочее место, хорошая шумоизоляция. Двигатель выдавал столько мощности, сколько было нужно. Больше всего "подкупила" одна мелочь - указатель температуры масла в ГМП. Его можно увидеть чуть выше, на фото кабины позднего выпуска. Такого автор не видел больше ни на одном автобусе. В этом был подход настоящего "олдскульного" Мерседеса. Очень хорошая машина!
На этом пока всё. Вторая часть следует. Всем спасибо, до свидания!