Найти в Дзене
НПАП №1 Икарус

Mercedes-Benz O 305/O 305G: лучший из "стандартных". Часть 1

Городской автобус Mercedes O 305 стандарта VÖV особо ничем не примечателен. Проект был разработан по единому западногерманскому стандарту и конструктивно машина являлась аналогом подобных разработок от ведущих европейских автобусных заводов. Разве что качество изготовления было типично "мерседесовским", т.е. высочайшим. Зато сочленённый вариант - Mercedes O305G был принципиально новой моделью, под стандартной внешностью которого скрывались прорывные технические решения, определившие компоновку автобусов ОБВ вплоть до наших дней.

▲ Вполне себе "стандартный" Der Linienomnibus постройки 1981 года. Не ломался и не ржавел, как и любой Мерседес тех лет. Передняя часть типа "Stülb"
▲ Вполне себе "стандартный" Der Linienomnibus постройки 1981 года. Не ломался и не ржавел, как и любой Мерседес тех лет. Передняя часть типа "Stülb"

Опытный образец "стандартного" городского автобуса Mercedes O305, был представлен компанией Daimler-Benz AG на выставке IAA во Франкфурте-на-Майне в 1967 году. Машина, созданная в соответствии с предложениями Ассоциации компаний общественного транспорта (VÖV), соответствовала требуемым основным размерам и характеристикам. Предполагалось, что новая модель заменит устаревшие O317 и O302 в городской и междугородней версиях. Определённые надежды производитель связывал и с экспортом новой машины.

Кузов несущий, сваренный из профилей квадратного сечения. Горизонтальный шестицилиндровый дизельный двигатель OM 360h с непосредственным впрыском был установлен в задней части и развивал 170 л.с. при 2200 об/мин. Забор воздуха производился либо из моторного отсека, либо с воздуховода на крыше. КПП механическая пятиступенчатая, полностью синхронизированная. Могла быть установлена и автоматическая трансмиссия. В ходе серийного производства силовая установка неоднократно модернизировалась. Автобус оснащался пневматической подвеской и гидроусилителем рулевого управления. Тормоза гидравлические с пневмоусилением, либо полностью пневматические. В серийных машинах использовался второй вариант.

После презентации на IAA прототип был сначала подвергнут эксплуатационным испытаниям, после чего в конструкцию были внесены многочисленные изменения.

▲ Первый среди подобных: Mercedes-Benz O 305, KHD / Magirus-Deutz 170 S 11 H, BÜSSING Präfekt 13 Standard, MAN 750 HO-SL
▲ Первый среди подобных: Mercedes-Benz O 305, KHD / Magirus-Deutz 170 S 11 H, BÜSSING Präfekt 13 Standard, MAN 750 HO-SL
Внешне из этой четвёрки Мерседес нравится автору больше всех. Был ещё Икарус-190, который тоже хорошо выглядел, но Мерседес лучше.

Машина длиной 11 м. была запущена в серийное производство в конце 1968 года. В 1970 году появился вариант длиной 11,3 м., который имел двигатель увеличенной мощности:▼

В процессе производства с 1968 по 1987 внешне машина изменялась незначительно. Появился второй вариант оформления передней части (об этом ниже), менялась светотехника, варьировались мелкие элементы декора. Ходовая часть и силовая установка претерпели более серьёзные изменения. Двигатель во всех вариантах был заменён на более мощный и совершенный OM 407h, Механическая пятиступенчатая КПП заменена четырёхступенчатой. Стала применяться и автоматическая трансмиссия, которая к концу выпуска практически вытеснила "механику". Кроме того, был внедрён ведущий мост планетарной конструкции - узнаваемый по изменённой (более толстой) ступице колеса.

Внешние изменения показаны в блоке красивых картинок ниже:▼

В 1972 году пригородная версия длиной 11,3 м была заменена моделью Mercedes-Benz O307 длиной 11,81 м. У новой машины передняя часть была выполнена в "закруглённом" варианте "Stülb":▼

С 1974 года подобное оформление передней части стало вариативно применяться и на модели O 305/O 305G. "Триста пятый" с такой передней частью был длиннее стандартного на 150 мм.

Далее небольшая техническая часть:

Основные размеры, кузов и всё, что с ним связано:▼

Двигатель и его расположение:▼

Рабочее место водителя машин раннего и позднего периодов выпуска:▼

Салон и его элементы:▼

Прочие элементы и агрегаты: ▼

Благодаря высокому качеству изготовления, надёжному двигателю и прочному кузову жизнь этих машин была достаточно долгой. Многие экземпляры в Германии и других странах благополучно доработали до 21 века. В России эти машины тоже хорошо известны. Несмотря на то, что все они закупались уже не новыми, многие из них благополучно отработали в нашей стране 10 лет и более. Автобусы поставлялись на экспорт в разные страны - были варианты для левостороннего движения и даже двухэтажные. Не преувеличивая, можно сказать, что "триста пятый" Мерседес это эталон стандарта VÖV первого поколения.

Автор имел опыт работы на подобном автобусе - поздних серий выпуска с передней частью типа "Stülb", точно таком же и в такой же окраске, как на заглавной картинке. В конце девяностых в парке были б/у МАНы и несколько Мерседесов обоих вариантов. Водителям больше нравился Мерседес. Мягкая подвеска, где спереди было четыре амортизатора, как и сзади. Неплохое рабочее место, хорошая шумоизоляция. Двигатель выдавал столько мощности, сколько было нужно. Больше всего "подкупила" одна мелочь - указатель температуры масла в ГМП. Его можно увидеть чуть выше, на фото кабины позднего выпуска. Такого автор не видел больше ни на одном автобусе. В этом был подход настоящего "олдскульного" Мерседеса. Очень хорошая машина!

▲ По мнению автора самый эстетичный вариант - средне-позднего периода выпуска с передней частью типа VÖV . Красиво и функционально. Ничего не убавить и не прибавить. Мощный бампер из двух половинок придаёт машине монументальный "мерседесовский" шарм. Звезда... вообще без комментариев.. В общем, Машина!
▲ По мнению автора самый эстетичный вариант - средне-позднего периода выпуска с передней частью типа VÖV . Красиво и функционально. Ничего не убавить и не прибавить. Мощный бампер из двух половинок придаёт машине монументальный "мерседесовский" шарм. Звезда... вообще без комментариев.. В общем, Машина!

На этом пока всё. Вторая часть следует. Всем спасибо, до свидания!

Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора. В статье использованы материалы сайтов beku-bildarchiv.de, omnibusarchive.de, gruzovikpress.ru,
Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора. В статье использованы материалы сайтов beku-bildarchiv.de, omnibusarchive.de, gruzovikpress.ru,