Совершенство относится к внутреннему духовному бытию человека, принадлежащему к совсем иной области бытия, чем мир и окружающая нас внешняя среда. Основная заповедь Божия призывает нас
совершенствовать не других людей и не мир в целом, а нас самих;
Задача совершенствования есть в известном смысле
основная задача
и, можно сказать,
само существо христианской жизни; ибо сказано:
«будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный», и в этом завете суммированы все заповеди Христова откровения.
Стремление к совершенствованию, неустанная внутренняя работа совершенствования есть необходимый определяющий признак духовной жизни, как таковой.
Где их нет, где приостанавливается творческое усилие духа, где человек сполна удовлетворен достигнутым и не стремится к лучшему, там духовная жизнь не то что останавливается на определенном уровне, а уже
искажена в самом своем существе и замерла. Ибо она по своему существу есть именно неустанное творчество, беспрерывное самопреодоление через стремление к лучшему.
совершенство, которое имеется в виду,
относится к внутреннему духовному бытию человека, принадлежащему к совсем иной области бытия, чем мир и окружающая нас внешняя среда. Основная заповедь Божия призывает нас
совершенствовать не других людей и не мир в целом, а нас самих;
и, как мы видели, она предписывает нам не какие-либо определенные действия, а определенное, именно максимально
совершенное состояние души, некий строй внутреннего духовного бытия – что непосредственно для каждого из нас есть именно строй нашего собственного бытия. Но так как содержание этого внутреннего совершенствования есть любовь, то – как мы тоже видели – заповедь совершенствования совпадает с заповедью развития в себе благодатных сил любви.
А сила любви, по самому своему существу будучи неким излучением во вне,
конкретно выражается в нравственной активности, в любовной деятельности на благо ближнего, в излиянии добра в мир. Нравственная активность в мире, этот общий императив заповеди любви, совпадает, таким образом, с задачей совершенствования мира в самом широком и общем смысле этого понятия.
Но, чтобы ориентироваться в проблеме совершенствования мира как задачи христианской активности, мы должны отчетливо различать разные смыслы понятия совершенствования мира.
Первое
и самое существенное различие, которое мы должны во избежание недоразумений отчетливо воспринять, есть различие между
задачей совершенствования мира
и жизни
как неустанного восполнения его недостатков, борьбы с грехом, удовлетворения человеческих нужд, утоления страданий –
совершенно независимо от мысли об абсолютном улучшении состояния мира и повышении уровня его бытия – и самой этой задачей абсолютного совершенствования мира в смысле увеличения абсолютного количества добра в нем как умышленно поставленной цели нашей активности.
И здесь надо сказать: основная, общая и неустанная задача христианской нравственной активности в мире есть, бесспорно, задача совершенствования мира в первом из этих двух смыслов.
Христианская нравственная установка ставит себе только одну умышленную цель:
творить добро, вливать в мир силу добра и столь же неустанно бороться с грехом, злом, неустройством мира, с действующими в нем силами разрушения.
Христианское сознание конкретно весьма мало озабочено тем, будет ли завтрашний день фактически лучше сегодняшнего или следующий век – лучше предыдущего;
эту заботу она предоставляет промыслу Божию.
Кроме того, христианская любовь по самому своему смыслу направлена не на «человечество» или «мир» в целом и тем самым не на будущее их состояние,
а на облегчение жизни, удовлетворение нужды, нравственное исцеление конкретного человека, «ближнего», в его конкретном сегодняшнем состоянии.
Евангелие и апостольские послания
никогда даже не упоминают задачи совершенствования общего состояния мира; но
они настойчиво и постоянно призывают верующих,
наряду с внутренним духовным совершенствованием, к деятельной любви на благо ближнего, к каждодневной неустанной заботе о нем. И это вполне понятно.
Совершенствование общего состояния мира – в чем бы ни заключались его нравственная оправданность и необходимость –
никак не может быть задачей каждой христианской души, обязанностью, которую можно было бы поставить в один ряд с двумя
основоположными задачами христианской жизни: внутреннего совершенствования и активной любовной помощи ближнему.
Это следует уже из того, что – как подробнее увидим далее –
задача совершенствования общего состояния мира требует для своего осуществления не одной только доброй воли, а неких особых знаний и умений, особого призвания и дара Божия, которые даны далеко не всем.
Если каждый христианин, как таковой, призван оценивать данное состояние жизни, сознавать степень его соответствия или несоответствия Христовой правде, – если, далее, как мы видели выше (гл. IV, 2),
каждый христианин несет моральную ответственность за судьбу всех своих ближних, т. е. за общее состояние мира, и в этом смысле должен стремиться к его улучшению, – то задача положительного творчества в этой области по существу
не может лежать на всех.
Более того: даже христианская церковь в целом может в известные эпохи находиться в таком отношении к «миру» – к силам, господствующим в мире, – что эта задача общего совершенствования мира остается за пределами ее нравственного горизонта или по крайней мере отступает на задний план. Таково, например, было положение первохристианской церкви; как только что указано, эта церковь, которую принято считать образцом максимальной полноты и интенсивности христианской правды, совсем не ставила задачи совершенствования мира в целом, общих условий человеческой жизни, а учила, напротив, сочетать духовное совершенствование и действенную любовь к ближнему со смиренным приятием существующего общего состояния мира.
Более подробно мы попытаемся сейчас же ниже уяснить
смысл и основания различия между указанными двумя понятиями совершенствования жизни. Здесь мы должны указать, что с описанным различием скрещивается еще другое различие в пределах многозначного понятия совершенствования жизни.
Это есть
различие путей или способов совершенствования,
определяемое различием тех слоев или сторон жизни, на которые оно направлено. А именно,
1. совершенствование может быть сущностно нравственным внесением добра в самые человеческие души, иначе говоря, нравственным воспитанием и духовным исправлением и обогащением жизни;
2. или оно может быть направлено на порядок жизни, на действующие в нем нормы, отношения и формы жизни, и тогда оно есть совершенствование социально-политическое. Как увидим дальше, то и другое вместе составляет задачу христианской политики в широком смысле слова.
Основной предмет нашего размышления есть совершенствование жизни или мира
а) как задача нравственной активности человека. Но чтобы уяснить его, нужно поставить эту тему в связь с
б) проблемой совершенствования мира как чисто онтологическим вопросом; мы должны понять, что означает в структуре мирового бытия его возможное совершенствование и в какой мере оно вообще возможно.
Семён Людвигович Франк