По совету своей читательницы посмотрела фильм Рижской киностудии Быть лишним (1976 год).
Режиссер фильма Алоиз Бренч и это уже говорит о многом, говорит о качестве фильма в первую очередь.
Но на деле оказалось все гораздо лучше, чем можно было даже предположить.
Черно-белый фильм о судьбе вора-рецидевиста, вернувшегося домой после очередной, на этот раз семилетней отсидки, произвел на меня огромное впечатление.
Возможно, если вы не смотрели фильм, то по описанию вам может показаться, что сюжет очень напоминает знаменитый фильм В. Шукшина Калина красная , который вышел двумя годами раньше.
Да, очень напоминает. Но Быть лишним - это жемчужина в сокровищнице советского кино.
А Калину красную, при всем моем уважении и любви к Шукшину, я таковой назвать не могу.
В Быть лишним прекрасно все.
Я даже не знаю, с чего начать рассказ. Может, с музыки? Я редко обращаю внимание на музыку в кино, но здесь она настолько хороша - я бы даже сказала, прекрасна - настолько точно отражает состояние героя, что хочется пересмотреть фильм хотя бы ради нее.
А, может, с актерских работ?
Исполнитель главной роли Витаутас Томкус показал себя в этом фильме актером мирового уровня.
Это что-то невероятное! Его герой - отрицательный персонаж, абсолютно и бесповоротно.
Но бохмой, как же его жаль, как же, простите за банальный оборот, болит за него сердце, как хочется, чтобы у него все сложилось!
Не помню, когда в последний раз я так болела за героя.
Два раза плакала, ничего не могла с собой поделать.
Первый раз, когда герой, 46-летний вор-рецедевист рассказывает маленькой девочке о том, как мечтал в детстве о том, что когда вырастет, обязательно поедет в горы.
В этих словах вся непрожитая жизнь, все несбывшиеся надежды. И такая боль в глазах. И понимание того, что впереди - только бездна.
Второй раз - в конце фильма. Очень тяжело было смотреть финал фильма. Но тем не менее, момент, где герой говорит про горы и тюльпаны - для меня был более сильным, просто невероятным по силе.
Что ж, не буду рассказывать весь фильм. Его действительно стоит посмотреть.
Если же вас не интересуют трогательные моменты и вы не склонны плакать, глядя на страдания киношных героев, то посмотрите этот фильм хотя бы ради погони.
Поверьте, такой погони в советском кино не было. Да и в мировом вряд ли - не сразу вспоминается что-то подобное.
Очень мощно снята погоня, очень.
Посмотрите фильм, не пожалеете. Это настоящее кино.