Найти в Дзене

По чему Байкал не полетел, и полетит ли вообще.

 Байкал на   авиакосмическом салоне«Макс-2001»
Байкал на авиакосмическом салоне«Макс-2001»

Когда я увидел в 2001 году репортаж с авиакосмического салона «Макс-2001» я подумал вот это прорыв, не смотря на все неурядицы у нас есть прогресс и мы идем верным путем. Какой я был наивный это был только макет сделанный для выставки.

Вот что тогда писали: «Байкал» спроектирован в ОАО «НПО „Молния“» по заказу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.

Олег Соколов, представитель центра имени Хруничева подчеркнул, что Байкал пользовался на авиакосмическом салоне «МАКС-2001» большим вниманием зарубежных специалистов: Практически мы завершили переговоры о разработке подобной ступени для ракеты-носителя Ариан-5 Европейского космического агентства, ведем переговоры с американскими фирмами Боинг и Локхид. За рубежом изготовить многоразовую ступень-ускоритель для ракет до сих пор не смогли.

Спорное заявление учитывая что Спейс шаттл тогда уже летал не первый год.

Спейс шаттл
Спейс шаттл

В шаттле кроме бака все остальное многоразовое. Сам шаттл оказался очень сложный в эксплуатации и требовал большого меж полетного обслуживая, а вот твердотопливные ускорители оказались очень даже не прихотливы. Они спускались на парашюте в море и спокойно транспортировались буксиром до причала. Затем разбирались на секции которые по железной дороге отправлялись на завод где в них с ново заливали топливо. А потом на космодром где их собирали и вуаля.

И теперь они перекочевали на другой ракетоноситель Space Launch System от Боинга.

-3

Схема спасения ускорителя.

-4

Я так понимаю переговоры действительно были но кроме макета и предварительных расчетов нечего не было. Да и думаю специалисты указанных компаний нашли проект бесперспективным.

Попытаемся разобраться так ли это.

Начнем с преимуществ которые были заявлены.

  • полностью или частично ликвидировать зоны отчуждения в районах падения отработавших ступеней РН.
  • Обеспечить всеазимутальность запуска для доставки полезных грузов на орбиты различного наклонения.
  • использовать изделие в качестве экспериментального аппарата для отработки новых технологий в интересах создания перспективных средств выведения.
  • снизить удельную стоимость выведения полезных нагрузок на орбиту на 25—50%.

Вроде все хорошо в этой схеме но можно сразу же найти минус.

Это увеличение собственной массы ступени, а значит уменьшение полезной нагрузки. Хорошо эта плата за многоразовость.

Какие элементы увеличили вес ступени. Это прежде всего крыло, турбореактивный двигатель и шасси. Да и забыл сам фюзеляж ступени нужно делать усиленный чтобы она могла выдержать посадку в горизонтальном положении.

Посадка Байкала на ВВП
Посадка Байкала на ВВП

Еще очень сложна схема разворачивания крыла в полете. Механизм очень сложен и капризен. А учитывая что крыло как показано на рисунках начинает разворачиваться еще до отделения от ракета-носителя, то нагрузки на узел я думаю будут не слабые, и вообще мне кажется так не возможно по ряду причин.

отделение Байкала от Ангары
отделение Байкала от Ангары

Схема разворота крыла
Схема разворота крыла

Байкал получается по сложности приближается к шаттлу, и не известно какие эксплуатационные затраты там будут.

А какие ещё схемы спасения ступеней есть ?

Выше я описывал спасение тту ускорителя шаттла. Есть еще экзотическая схема подхвата спускающейся ступени на парашюте вертолетом.

Ну и приземление ступени на посадочные стойки вертикально что использует Space X для спасения первой ступени Falcon 9

фото посадки falcon9
фото посадки falcon9

В чем преимущество этой схемы перед использованной в Байкале?

Существенно меньший вес. Добавлены только стойки, сделаны необходимые усиления конструкции, используется тот же двигатель. Устройство ступени более простое чем ускоритель Байкал, а значит система более надежна.

Я думаю мы не увидим полет Байкала ни когда, концепция изначальна порочна.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.