Объявления на этой неделе номинаций на «Оскар» дало начало самой горячей поре ежегодного наградного сезона. А значит, следующий месяц мы будем слышать о фильмах, которые поднимают важные темы, провоцируют сложные дискуссии и вызывают воспалительные комментарии. Если вам хочется какого-то веселого антидота к этой горькой пилюли, то «Никто» - идеальный для этого выбор.
Лента рассказывает о Хатче Мэнселле (Оденкёрк). Он обычный семьянин, живет в пригороде с женой и двумя детьми и работает бухгалтером на заводе ее отца. Все это продолжается, пока однажды ночью в его дом не врываются двое грабителей. Вместо того, чтобы мужественно защитить семью, Хатч отдает им деньги и просит уйти, после чего сразу теряет авторитет и статус мужчины в глазах сына, соседа и шурина. Вот только они кое-чего не знают. Когда-то давно Хатч был элитным киллером, равных которому нет во всем мире. И когда его семье начинает угрожать опасность, ему приходится вспомнить подзабытые навыки.
На этом месте вам может показаться, что вы уже видели эту историю, но тогда она называлась «Джон Уик». И в целом будете правы. «Никто» действительно повторяет основные сюжетные элементы «Джона Уика». А также еще множества боевиков, где главный герой давно забросил свое кровавое прошлое и пытается найти себя в мирном мире, пока что-то не разрушает его хрупкую идиллию. Вот только «Никто» отличается ни одной простой деталью: он знает, что вы смотрели «Джона Уика». И совершенно не стесняется того, что похож на него. У него тот же сценарист и почти такой же постер. И он не собирается переизобретать жанр. А самое главное - он знает, зачем вы пришли на этот фильм.
Вместо того, чтобы утомлять зрителей драматической завязкой (которая, признаем, все равно не превысит убийство щенка с «Джона Уика»), фильм пытается сделать главного героя максимально понятным. Как и мы, он не может дождаться, когда же наконец начнется экшн. После того, как все вокруг начинают сомневаться в его мужестве, он становится не столько на путь мести, сколько на путь злости. Он ищет драки, ищет возможности размять мышцы и напомнить самому себе, кто он на самом деле. Но планы постоянно срываются - противники или убегают от него, или вызывают только жалость. Поэтому когда он встречает случайную компанию парней-мажоров, которая цепляется к девушке, то и он, и мы понимаем - наконец. Началось.
Боевые сцены абсолютно оправдывают длительное ожидание. Они кровавые (а иногда даже очень кровавые, просто чтобы вы были к этому готовы) и яркие. Они не прячутся за частыми склейки и громкой музыкой. И они совершенно не боятся закрытого пространства. Фактически все экшн-сцены (кроме эпического последнего акта) происходят в очень ограниченном пространстве: в автобусе, в маленьких комнатах и узких коридорах. Поэтому каждый удар, каждый выстрел, каждое ранения ощущаются особенно насыщенными.
Режиссер ленты - русский Илья Найшуллер, и главные враги Оденкерк тоже русские. Самый главный из них - Юлиан в исполнении Алексея Серебряков. Лента будто и пытается сделать из него кого-то интереснее, чем стереотипного «злого русского», но у нее вряд ли это получается. Впрочем, это и не нужно. Все, что требуется от русских (в этой ленте) - красиво умереть.
«Никто» логично называть боевиком, но на самом деле фильм куда ближе к супергеройскому. Хатчу не страшны ни ранения, ни царапины, ни, тем более, выстрелы от случайных посыпок на службе у Юлиана. Он - Невероятный Халк для людей, которые не любят смотреть экранизации комиксов. Подобно неуверенных в себе школьников, мечтающих превратиться в Человека-Паука и отомстить мелким хулиганам, Хатч воплощает неуверенных в себе взрослых мужчин, которые мечтают стать суперагентом и навалять всем, кто сомневался в их мужественности. Это чистое power fantasy, которое подкупает тем, что, опять-таки, не стесняется этого.
В отличие от жанровых фильмов, которые хотят быть «глубже» за свой жанр, «Никто» вполне комфортно чувствует себя в его пределах и не претендует ни на что, кроме того, чтобы развлечь зрителя ярким экшн и простыми шутками. Он не воспринимает всерьез ни себя, ни своих героев, позволяя им быть смешными (но не превращая их при этом на стендап-комиков, как в фильмах Marvel). И, что еще важно - не успевает надоесть. В момент, когда считается, что чем длиннее фильм - тем он лучше (видимо, это единственное, в чем сходятся Снайдер и Скорсезе), «Никто» успевает откланяться ровно за полтора часа, напоминая, насколько приятнее бывают фильмы без лишнего «жира».
«Никто» - это аттракцион в парке развлечений, на котором вы катаетесь уже не впервые. Вы знаете каждый подъем и каждый спуск, помните каждого скелета, который выпрыгивает из-за угла, чтобы напугать вас. Но при этом все равно радостно едете, потому что не можете отказать себе в этом удовольствии.
плюсы
+ Боевые сцены
+ легкий юмор
+ отсутствие претенциозности
минусы
- вы видели этот сюжет 100 раз