«Порядочному человеку нужны не Канары!..»
Художник Сергей Николаевич Сотов ушел из жизни 20 февраля 2021 года, ровно через 7 лет после смерти матери, которую считал своим небесным покровителем. Он вообще любил родных. Отцу посвятил произведение «Помня отца» (1986–1987). Форма иконы с клеймами позволила показать весь жизненный путь главы семьи.
Несмотря на стилистику примитива (отдельно взятое клеймо воспринимается как рисунок ребёнка), картина производит глубокое впечатление. Художник обратился к основам национальной памяти: русский пейзаж с церковкой, могила отца на заснеженном кладбище, памятник-изба с портретом – воплощением метафоры «свет в окне». Каждая деталь, от одинокой птицы в сером небе до поникшего цветка в трогательном обрамлении средника, обращена к сердцу.
Он был добрейшим и заботливейшим мужем и отцом, что не вязалось со славой «уличного» графика. Казалось, выставки на заборах, художественные протесты против машин, капюшонов и компьютеров, попадания в милицию – это истории про кого-то другого. Но именно социальными сюжетами он прославился. Их особенностью является полярная двоичность: сюжет положительный против сюжета на эту же тему с отрицательным посылом. Два художественных высказывания об одном: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Двухчастные композиции и диптихи на злободневные темы принесли С.Н. Сотову известность, сначала городскую (в 1990–2000-е), а затем всероссийскую в связи с работой «Плохой хороший человек» (2014 г.).
На С.Н. Сотова пытались навесить ярлыки «художник стрит-арта», «художник андеграунда», но он себя таковым не ощущал. Главным для него было не где (фойе кинотеатра, уличный забор, коридор института – не имело значения), а что хотелось высказать. Вера в лучший мир, счастье человека с человеком, а не с машиной, айфоном или бутылкой алкоголя, – из области общечеловеческих ценностей, которые становятся всё дороже. Желание донести смысл, выраженный в рисунке, во всей его силе, заставляет художника удвоить его повторением в слове, потому их называют плакатами, несущими мощный императив, несмотря на отсутствие повелительности. Они обращены к совести, божественной со-вести в каждом из нас, зритель делает внутренний выбор.
Вынужденные уличные выставки неизбежно вели к некой акционности: Сотов выставлял графические подлинники, которые уничтожались погодой, прохожими, но он принимал это как неизбежность – сродни акции сожжения, публичного уничтожения работы.
Но существуют другие произведения С.Н. Сотова. Владимиро-Суздальский музей-заповедник раскрывает неизвестные страницы творчества художника.
«Порядочному человеку нужны не Канары!..»
О.Е. Гагина, старший научный сотрудник отдела изобразительного и прикладного искусства
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Ждём ваших комментариев!