Найти в Дзене

Удвоение смыслов: памяти художника

«Порядочному человеку нужны не Канары!..»

Художник Сергей Николаевич Сотов ушел из жизни 20 февраля 2021 года, ровно через 7 лет после смерти матери, которую считал своим небесным покровителем. Он вообще любил родных. Отцу посвятил произведение «Помня отца» (1986–1987). Форма иконы с клеймами позволила показать весь жизненный путь главы семьи.

Сотов С.Н. Помня отца. 1986–1987 гг. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Помня отца. 1986–1987 гг. Из собрания ГВСМЗ

Несмотря на стилистику примитива (отдельно взятое клеймо воспринимается как рисунок ребёнка), картина производит глубокое впечатление. Художник обратился к основам национальной памяти: русский пейзаж с церковкой, могила отца на заснеженном кладбище, памятник-изба с портретом – воплощением метафоры «свет в окне». Каждая деталь, от одинокой птицы в сером небе до поникшего цветка в трогательном обрамлении средника, обращена к сердцу.

Сотов С.Н. Старые огороды. 1984 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Старые огороды. 1984 г. Из собрания ГВСМЗ

Он был добрейшим и заботливейшим мужем и отцом, что не вязалось со славой «уличного» графика. Казалось, выставки на заборах, художественные протесты против машин, капюшонов и компьютеров, попадания в милицию – это истории про кого-то другого. Но именно социальными сюжетами он прославился. Их особенностью является полярная двоичность: сюжет положительный против сюжета на эту же тему с отрицательным посылом. Два художественных высказывания об одном: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

С сайта provladimir.ru
С сайта provladimir.ru

Двухчастные композиции и диптихи на злободневные темы принесли С.Н. Сотову известность, сначала городскую (в 1990–2000-е), а затем всероссийскую в связи с работой «Плохой хороший человек» (2014 г.).

С сайта vera-veritas.blogspot.com
С сайта vera-veritas.blogspot.com

На С.Н. Сотова пытались навесить ярлыки «художник стрит-арта», «художник андеграунда», но он себя таковым не ощущал. Главным для него было не где (фойе кинотеатра, уличный забор, коридор института – не имело значения), а что хотелось высказать. Вера в лучший мир, счастье человека с человеком, а не с машиной, айфоном или бутылкой алкоголя, – из области общечеловеческих ценностей, которые становятся всё дороже. Желание донести смысл, выраженный в рисунке, во всей его силе, заставляет художника удвоить его повторением в слове, потому их называют плакатами, несущими мощный императив, несмотря на отсутствие повелительности. Они обращены к совести, божественной со-вести в каждом из нас, зритель делает внутренний выбор.

С сайта kluch.media
С сайта kluch.media

Вынужденные уличные выставки неизбежно вели к некой акционности: Сотов выставлял графические подлинники, которые уничтожались погодой, прохожими, но он принимал это как неизбежность – сродни акции сожжения, публичного уничтожения работы.

С сайта kluch.media
С сайта kluch.media

Но существуют другие произведения С.Н. Сотова. Владимиро-Суздальский музей-заповедник раскрывает неизвестные страницы творчества художника.

Владимир. Торговые ряды. Художник по заказу (С. Сотов). 1992 г. Фото П.П. Соколова
Владимир. Торговые ряды. Художник по заказу (С. Сотов). 1992 г. Фото П.П. Соколова

«Порядочному человеку нужны не Канары!..»

О.Е. Гагина, старший научный сотрудник отдела изобразительного и прикладного искусства

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Ждём ваших комментариев!