"... Наш путь заканчивается в шестидесяти километрах от Кош-Агача, в селе Ташанте. Мы проехали по Чуйскому тракту через весь Горный Алтай с севера на юг, увидели, что большие перемены произошли не только в облике тракта и сел, но и в жизни самого алтайского народа..."
Публикую заключительные тексты издания «Чуйский тракт», под авторством Д. И. Табаева, изданное в 1975 году.
Вместо заключения автор пишет:
«…Писать заключение автор считает ненужным. Пусть это сделает каждый самостоятельно, исходя из всего увиденного и прочитанного, мысленно сравнит прошлое с настоящим и представит недалекое будущее, которое, безусловно, станет еще прекрасным»
Автор даже и представить себе не мог, как за полвека в туристическом плане изменятся эти юго-восточные районы Горного Алтая.
- Чуйский тракт из военизированного и торгового превратится в туристическую магистраль.
- Горный Алтая станет самостоятельным субъектом Российской Федерации
- Туристические базы отдыха станут повсеместным атрибутом Катунской и Чуйской долин.
- Тысячи, а порой и десятки тысяч автотуристов будут посещать Чаган-Узунские окрестности.
- Появятся особо-охраняемые территории и не только регионального характера, но и морового.
- Этнографические и краеведческие музеи – частные и государственные будут пользоваться спросом в туристической инфраструктуре региона.
- Повсеместно земли, которые были невостребованными в 70 годы прошлого века, будут высоко цениться и продаваться.
- Российский бизнес будет лелеять идею развертывания здесь в Чуйской долине свои отельные и инфраструктурные проекты.
- Почти ничего не останется от крупного животноводства этих территорий.
- Произойдут археологические открытия, которые вызовут мировой интерес к этой части Алтая
- Археологические памятники, которые во время социалистического развития повсеместно разрушались при сельскохозяйственном освоении территории, будут источником привлечения туристов.
- Повсеместно в селах создадутся храмы, мечети.
Список этаких «изменений»можно продолжать… Каждый может его продолжить…
"... За Иней Чуйский тракт, попрощавшись с Катунью, устремляется вверх по долине ее правого притока – Чуи, идет, петляя между отвесных скал и бурной рекой, с грохотом несущей свои воды по порожистому руслу. Особенно много зигзагов встречается на участке между Иней и Едро. Недаром шоферы говорят: «От Инюшки до Едрушки триста тридцать три вилюшки».
Среди высоких скалистых гор разместилось небольшое село Едро – отделение Ининского козоводческого совхоза. В нескольких километрах от него находится Белый Бом. В дореволюционное время он был самым трудным и опасным местом Чуйского торгового пути. Встретившиеся здесь вьючные лошади были не в состоянии разминуться. И во избежание такой встречи человек, приблизившийся к узкому месту, вынужден был оставить лошадей на месте, а самому идти вперед, чтобы предупредить едущих навстречу – положить на тропу свою шапку.
В годы гражданской войны и борьбы с бандитизмом Белый Бом нередко служил крепостью. Засевший здесь даже небольшой отряд мог сдерживать крупные силы противника. Сейчас там стоит памятник партизанам, красноармейцам и чоновцам, павшим в жестоких боях с врагами Советской власти.
На 442 километре пути стоит Чибит. Это одно из высокогорных сел. Оно расположено на высоте 1444 метра над уровне моря. Село образовано русским миссионерами в 80-е годы прошлого (ныне позапрошлого) века. Здесь находилось управление Первой Чуйской волости. В 5 километрах от Чибита расположено благоустроенное село, основанное и выросшее в годы Советской власти. Это административный центр Улаганского района – Ак-Таш.
Далее на пути встречается село Курай. В старое время по переселенческому плану оно было включено также для заселения русскими крестьянами. Предполагалось поселить 25 душ. Но за 20 лет (1878 – 1898 гг.) сюда не приехал не один переселенец. Здесь жили алтайцы, сорок семей. В Курае находилось управление Второй Чуйской волости. Сейчас население Курая составляет более двух тысяч человек.
Дальше тракт проходит по Курайской степи, постепенно переходящую в гористую местность. Вот и село Кош-Агач, которое стоит на высоте 1750 метров над уровнем моря. Оно образовано в 40-е годы 19 века купцами.
Первое время купцы, имевшие заимки в Шебалине, вели торговлю с большим полукочевым племенем алтайцев – теленгитами. Но теленгиты появлялись за товарами с большими перерывами. И это не устраивала купцов. В результате они, не дожидаясь очередного прихода теленгитов, сами перебирались с товарами в бассейн реки Чуи и торговали здесь не только с теленгитами, но и с монголами. Кош-Агач рос как торговый центр юга Горного Алтая. Он являлся последним пунктом скопления товаров на пути в Монголию и Китай. В 1842 году, когда известный исследователь С. П. Чихачев был в Кош-Агаче, здесь уже находились лавки русских купцов, состоящие из 4-х сараев без окон и дверей.
Кош-Агач посетило много русских исследователей – ученых и писателей. Кроме С. П. Чихачева, побывали здесь: В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, С. М. Швецов, В. В. Сапожников, В. В. Верещагин, В. Я. Шишков, М. Шагинян и другие. С улучшением проезжей части Чуйского тракта и установлением регулярной автомобильной связи численность населения Кош-Агача росла. В 1926 году в нем уже жило 735 человек, а сейчас его население составляет свыше трех тысяч человек.
Кош-Агач – современное село, которое, как и десятки других сел области, выросло и похорошело в годы социалистического строительства. Оно является административным и культурным центром Кош-Агачского района, занимающего в Горном Алтае одно из ведущих мест по развитию общественного животноводства. Здесь живут и работают замечательные мастера своего дела – чабаны, яководы, верблюдоводы. Колхозы-миллионеры района, имеющие по несколько тысяч голов скота, являются крупными поставщиками мяса, шерсти и козьего пуха. Район славится своими пухоносами – козами, которые дают не только белоснежный пух высокого качества, но и вполне мягкую шерсть.
Наш путь заканчивается в шестидесяти километрах от Кош-Агача, в селе Ташанте. Мы проехали по Чуйскому тракту через весь Горный Алтай с севера на юг, увидели, что большие перемены произошли не только в облике тракта и сел, но и в жизни самого алтайского народа. Люди смело преобразуют свой родной край, и под руководством областной партийной организации уверенно идут по пути, указанному партией Ленина".
Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина. Фото автора, архивное фото