Найти тему
Литературный гурман

Станислав Лем. "Солярис". Осталось только понять...

В этом году 21 сентября исполнится 100 лет со дня рождения патриарха мировой научной фантастики Станислава Лема. «Литературный гурман» готовит цикл материалов о его творчестве. 

Так случилось, что в этом году случилась еще одна юбилейная дата, связанная с творчеством Станислава Лема. Исполняется 60 лет с момента первой публикации и «выхода к читателю» романа «Солярис». Ко дню сегодняшнему это произведение вполне заслуженно считается классикой современной научной фантастики. 

 Не одно поколение писателей фантастов начинали свой путь с попытки понять это произведение. Трудно сказать скольким из них это удалось. Не могу утверждать, что это удалось и мне. Но все мы, кому повезло в свое время увлечься научной фантастикой, совершили такие попытки , что, без лишней скромности, относим к несомненным собственным достижениям. 

  Сам Станислав Лем был немало удивлен, что его произведение , пользующееся такой огромной популярностью, понимают очень по-разному. Чего стоит история с экранизациями романа. Их было две и как считал Лем обе неудачные.

  Первую предпринял Андрей Тарковский в 1972 году. Если вы сейчас войдете на просторы Интернета и займетесь поиском отзывов на широкоэкранный фильм из двух серий «Солярис» снятый на киностудии «Мосфильм» где главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук, то с удивлением обнаружите достаточное количество совершенно противоречивых точек зрения на это произведение. Мне на момент премьеры было 12 лет, и был в совершенном восторге! Я успел прочитать книгу, доставленную мне отцом, которая имела очень нестандартный формат, отчего казалась еще загадочнее. 

  Конечно, я тогда не знал, что основная часть романа «Солярис» была написана летом 1959 года, когда писатель отдыхал на юге Польши. Что вернувшись домой, писатель забросил незаконченную рукопись почти на год и только в 1960 решил закончить (каково было бы мое удивление, если бы я узнал, что создание «Соляриса» началось, до моего рождения). И главное, как Лем писал в своих воспоминаниях, что многие вещи в его произведении были необъяснимы для него самого — во время работы над романом писателю иногда, казалось, что кто-то другой подсказывает ему, что и как нужно писать. 

  Станиславу Лему первая экранизация не понравилась. Он рассказывал: « «Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом... уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот».

 Не понравилась Станислав Лему и вторая экранизация. Несмотря на то, что романом заинтересовался Голливуд. 

« … Я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского… Я ничего не написал о том, что фильм мне нравится или нет…Мне ведь не говорили, чтобы я соглашался, потому что заработаю денег, а только «вы не имеете понятия, какие технические возможности есть у Голливуда», и я поверил. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссёр, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. Ради Бога, это был только фон. Но я всё-таки человек достаточно воспитанный. Поэтому не набросился на этого Содерберга, это не имеет смысла. У меня была стопка американских рецензий, и я видел, что все старались, потому что Содерберг известен, исполнитель главной роли очень известен, и поэтому на них не навешивали всех собак… Кроме этого, автору как-то не положено особо возмущаться, ну не положено.»

  Понятное дело, что после примеров с метрами вопрос о понимании 

остается открытым и поныне. Но процесс уже не остановить . Популярность «Соляриса» настолько велика, что обсуждение заявленных в нем проблем вышло далеко за пределы литературного мира. Философы, футурологи, писатели, читатели втянуты до времен нынешних в орбиту этого обсуждения.

Станислав Лем, как то 

признался, что он в "Солярисе" добрался до видимого на тот момент горизонта научных открытий, чтобы в следующих работах шагнуть дальше. Он говорил: «Надо приложить немало усилий, если хочешь предусмотреть хотя бы мельчайший фрагмент будущего. Один из моих методов заключается в том, что я стараюсь представить себе, какие области науки и каким образом пересекутся друг с другом в будущем…» 

Что касается романа 

"Солярис", то попытка приблизиться к этому горизонту возможностей, превратилась в шедевр научной фантастики. Не буду пересказывать сюжет. Его знают все. Осталось только понять... 

Читайте вместе с "Литературным гурманом"! 

Солярис
Солярис