Найти тему

По вопросу основания Стерлибашевского медресе: споры и факты

Добрый день, гости и подписчики канала "Краеведение Башкортостана"!

Продолжая экскурс в историю краеведения родного края, сегодня поговорим об истории Стерлибашевского медресе. Размещая статьи на дзене стараюсь не указывать ссылки на источники. Но в этой статье оставил ссылки на некоторые архивные источники.

Стерлибашевское медресе является одним из наиболее знаменитых мусульманских учебных заведений в Башкортостане в дореволюционный период. Еще в 1899 г. в Казани будущий член Государственной Думы Мухамедшакир Тукаев издал книгу «История Стерлибаша». В ней он лишь предположил, что медресе в Стерлибашево было открыто примерно в 1720 г.

Данное утверждение, во многом ошибочное, оказало определяющее влияние на последующую историографию в вопросе открытия медресе.

Эта дата (1720 г.) была позаимствована последующими историками и вошла во все работы. Например, в первом томе «Очерков по истории Башкирской АССР» отмечено, что «школы были открыты: в 1709 г. – в дер. Суюндюково Бирского уезда; в 1713 г. – в дер. Четырманово Стерлитамакского уезда; в 1720 г. – в дер. Стерлибашево Стерлитамакского уезда; в 1740 г. – в Сеитовском посаде (Каргала), в 20 кмот Оренбурга; в 1767 г. – в дер. Тазларово Бирского уезда; в 1771 г. – в дер. Балыклино Стерлитамакского уезда и т. д. »

Указанные годы открытия учебных заведений укоренились в местной историографии, и в дальнейшем повторялись во всех учебниках и монографиях. При этом мало кто удосужился проверить данные сведения по первоисточнику. Во-вторых, практически во всех работах указания на источник отсутствуют.

Лишь в «Истории Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в.» (Уфа, 1996) автор соответствующего параграфа М.Н. Фархшатов указал источник. Этим источником является дело № 959. Однако автор не стал исправлять ошибки предшественников (или не захотел), и годы открытия медресе остались прежними.

В Центральном государственном историческом архиве РБ имеется лишь одно дело (№ 959), в котором указан год открытия Стерлибашевского медресе. Это 1740 г. Первоначально, и в документе было написано, что в 1867 г. в данном селении было 30 медресе, обучалось 325 учеников и 30 учениц. Однако затем 0 было зачеркнуто, осталось только 3 [1] . Хотя и число 30 успело войти в справочное издание «Список населенных мест» Уфимской губернии по сведениям 1870 г. Дело в том, что в Стерлибашево существовала одна мечеть. А вторая и третья соборные мечети были построены лишь в 1920 г.

История Стерлибашевского медресе довольно хорошо известно благодаря вышеуказанной работе М. Тукаева и работам Р. Фахретдинова, А. Харисова, Г. Хусаинова, М. Фархшатова и других.

Так, М. Тукаев писал, что вначале учительствовал с 1710 по 1720 г. Мунасип мулла. С 1720 г. учительствовал Хусаин, сын Габдрахмана (отец первого муфтия), затем Гадельша Богданов (1732–1812). Как пишет М. Тукаев, знаменитый мударрис Нигматулла Биктимерович Тукаев получил указ Оренбургского губернского правления 22 августа 1813 г. В 1814 г. возможно была построена новое здание мечети взамен старого. Дело в том, что по одному из источников, мечеть в Стерлибашево была построена в 1814 г.

Далее приводим цитату из монографии М.Н. Фархшатова “Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60–90-е годы XIX в” : «Расцвет Стерлибашевского медресе произошел при мударрисе Нигматулле Тукаеве (1772–1844) и его сыновьях Харисе (1810–1870) и Харрасе (1814–1871). Все они имели основательное богословское образование, владели восточными языками, интересовались поэзией и литературой. Их стараниями местное медресе превратилось в благоустроенное учебное заведение. Были выстроены новые здания – к середине 60-х годов их число достигло 25. Был разбит сад, проведен водопровод. При медресе укомплектовалась богатая библиотека. К преподаванию привлекались способные учителя. Здесь, например, плодотворно работал талантливый поэт Ш. Заки (1825–1865) . При Н. Тукаеве, писал Р. Фахретдинов, Стерлибашевское медресе превратилось «в высшее учебное заведение». Демократический дух школы привлекал молодежь со всей округи. В начале XIX в. число обучающихся в ней достигало 200 и выше ».

В 1854 г. в Стерлибашево зарегистрирована была одна соборная мечеть. При ней числилось два официальных священнослужителя:

  1. Мухаметхарис Нигаметуллин, имам-хатып и мударрис, получил указ за № 14816 от 20 октября 1845 г. Содержал себя сам;
  2. Сагадитдин Биктимиров, азанчей (муэдзин), получил указ 1 апреля 1837 г., от прихожан также жалования не получал.

По X ревизии 1859 г. в деревне было мужчин – 472, женщин – 454. В 1869 г. в медресе учащихся насчитывалось от 100 до 250. Родной брат Хариса Харрас стал имамом и мударрисом указом Оренбургского губернского правления № 6808 от 31 августа 1856 г.

Далее вновь приводим сведения из работы М.Н. Фархшатова: «В пореформенной Уфимской губернии сохранило свои традиции и славу Стерлибашевское медресе. В нем уже вышеупомянутые мударрисы Харис и Харрас Биктимировы, а затем сын Харриса мударрис Хабибулла Тукаев (1856–1897) поддерживали высокий по тем временам стандарт образования. В 1869 г. Харис Биктимиров ввел в учебный курс преподавание русского языка. Он считал, что «знание русского языка, являющегося государственным, для мусульман России обязательно». Для лучшего усвоения русского языка и знакомства с жизнью страны Х. Биктимиров выписывал для учащихся издаваемую в столице литературно-политическую газету «Голос».

Стерлибашевские мударрисы были знакомы с новаторскими трудами Г. Курсави и Ш. Марджани и разделяли некоторые их просветительские устремления. Они, как выпускники среднеазиатских медресе, были в курсе интеллектуальной жизни исламских стран. Хабибулла Тукаев уже критически относился к традиционной системе образования на мусульманском Востоке, хотя в своем медресе не стал (а может быть и не успел) ее перестраивать. В 70–80-е годы в медресе преподавал один из представителей знаменитой татарской династии учителей Бубиев из Вятской губернии – Габидулла Буби (1833–1883).

Исключительная популярность притягивала в Стерлибашевское медресе молодежь со всего Российского Востока. По сведениям одного из инспекторов народных училищ Уфимской губернии, среди обучающихся там шакирдов иногда встречались даже жители самой Бухары – этого признанного центра высшего образования мусульман. В 60–80-е годы число учащихся было стабильным – 500–600 человек. По сообщению Уфимского губернатора, в 1886 г. в Стерлибашевском медресе обучались около 500 юношей. 80 из них были из Белебеевского уезда, 15 – из Уфимского, 50 – из Оренбургского, 6 – из Челябинского, от 10 до 20 казахов из Уральской области. Остальные составляли жители Стерлитамакского уезда ».

Как пишет М. Тукаев, после смерти Хариса имамом стал его сын Габдулла, а после смерти Харраса – его сын Лотыйфулла (1845–1878). После чего имамом стал второй сын Хариса Габидулла.

По одним данным, Габдулла Тукаев (1844–1918) стал имам-хатыпом и мударрисом 30 сентября 1871 г., по другим, 12 сентября 1872 г.[2] Лотфулла Харрасов был назначен имамом и мударрисом указом Уфимского губернского правления от 16 марта 1873 г. за № 1193.

Губейдулла Харисович Тукаев (1852–07.03.1920) был утвержден имамом и мударрисом указом от 19 сентября 1879 г. за № 3377. 31 мая 1887 г. стал ахуном. В одной статье газеты «Красная Башкирия» за 1929 г. отмечалось, что Губайдулла мулла помог усмирить «восставших киргиз» и получил грамоту от царя.

В 1906 г. в деревне была русско-татарская школа Министерства просвещения, одна мечеть и одно медресе. В справочниках за 1912 и 1913 гг. отмечен лишь один хатып Габдулла Тукаев.

В 1913 г. в Стерлибашевском медресе побывал известный российский ученый-востоковед, академик В.В. Бартольд. Газета «Вакыт» («Время») в номере за 9 июня 1913 г., сообщая о пребывании в Башкирии академика В.В. Бартольда, писала, что он, «порывшись в библиотеке Стерлибашевского медресе, внимательно и с наслаждением просмотрел рукописные книги, созданные 200–300, даже 500 лет назад» .

2 и 3-я соборные мечети были построены в 1920 г. Резолюция о разрешении строительства принята 16 ноября 1920 г.

Один из Тукаевых Абдулгалим Хабибуллович (1892) стал имамом первой соборной мечети резолюцией от 29 января 1921 г. Муэдзином и мугаллимом-сабиан первой соборной мечети указом от 30 сентября 1871 г. за № 3860 был утвержден Габдулла Галиев (1832). После него муэдзином предписанием Уфимского губернского правления от 25 февраля 1908 г. № 873 назначен Губейдулла Габдуллович Мухаметгалин.

Имамом второй соборной мечети резолюцией от 26 января 1921 г. утвержден Ахмедтагир Нуриманов (1869 г.р.). 13 февраля того же года муэдзином второй мечети стал Мухаметсафа Габдуллович Искандаров (1891 г.р.). Он в 1938 г. был арестован и осужден по ст. 58-10 УК РСФСР к лишению свободы на 10 лет[3] .

О священнослужителях третьей соборной мечети в ведомостях по мечетям сведений не обнаружено.

Спасибо за то, что прочитал до конца, благодарю за лайк , поскольку эти действия помогают в распространении данной статьи!

Источники:

1. ЦГИА РБ. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 959. Л. 30 об–31.

2 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 5. Л. 175; Оп. 3. Д. 7205. Л. 56 об–57.

3. Книга памяти жертв политических репрессий РБ. Т. 2. Уфа, 1999. С. 494; К тому времени, он уже не являлся духовным лицом. Реабилитирован в ноябре 1992 г.