Найти в Дзене

Разбор тренировки разумного тренера. Атакующие и оборонительные взаимодействия в малых группах.

Оглавление

Сегодня мы разберём тренировочное занятие целиком. Как вы знаете, я противник тренировки отдельных навыков в отрыве от игрового процесса, в отрыве от футбола. Все это объяснял ранее. Поэтому сейчас не будем тратить время на лишние объяснения.

Немного о том, зачем и для чего конкретно эта тренировка.

Данное занятие может быть предназначено для детей 9-11 лет, которые учатся взаимодействовать в малых группах, при этом комфортно себя чувствуют при игре 4 на 4.
Цель - учиться действовать и принимать решения во взаимодействии в малой группе от двух до четырех игроков. Это касается как и игры, когда команда владеет мячом, так и когда обороняется. Важно! Чтобы у игроков всегда была возможность принять решение о своих действиях в конкретных игровых ситуациях.
В то время как одна группа игроков будет отрабатывать владение, другая сможет практиковать прессинг, поэтому мы создаем условия, в которых прессинг можно довести до завершения.

Подробнее далее.

И ещё одно дополнение. Разминка - важнейшая часть тренировки, и её наполнение также зависит непосредственно от самого занятия. Поэтому обязательно посвящу разминке отдельную статью. Но сегодня ее опустим.

1. Игра 3 в 1. Владение и прессинг.

Игра начинается передачей от тренера
Игра начинается передачей от тренера

Это упражнение очень простое, и, наверное, 99% тренеров хоть раз его использовали. Основной акцент делается на 2-х вещах: техника (передача в дальнюю ногу и прием) и тактика (открывание под правильным углом). Также, я всегда добавляю, что после паса, игрок должен сразу двигаться, чтобы дать своему партнёру две возможности для передачи.

Помимо владения, в этой игре мы также смотрим и на прессинг. Здесь его выполняет один игрок, но это не лишает его (и нас как тренеров) возможности научиться прессингу с точки зрения индивидуальных действий.

Но для того, чтобы игрок мог правильно пользоваться прессингом, тренеры должны создавать для этого условия. И тогда игрок будет знать, что он может и должен делать при перехвате мяча.

Обыгрыш соперника 1 в 1 и удар по воротам
Обыгрыш соперника 1 в 1 и удар по воротам

Для этого мы вводим в игру двое ворот по диагонали нашей площадки, чтобы при отборе или перехвате мяча игрок мог найти лучшее решение для результативного завершения прессинга.

2. Атака 3 в 2. Нападение в тройках и прессинг.

Площадка и начало игры
Площадка и начало игры

Площадка поделена на 2 половины, разделяя красную команду как бы на 2 линии (нападения/полузащиты или полузащиты/защиты). Когда мячом владеет синяя команда, красные игроки могут находиться только на своих половинах, а при отборе или перехвате могут свободно перемещаться с целью атаковать большие ворота с вратарём. Цель синий команды - забить в любые из двух малых ворот.

Открывание игрока 9 создает ситуацию 3 в 1, которую мы моделировали в первом упражнении. Теперь же мы применяем её в более игровой ситуации, где команде нужно не просто владеть мячом, а провести атаку.
Так как мы еще учим и прессинговать в этой тренировке, то представим, что игрок 7 закрывает передачу вперед через центр.

Мы видим, что с помощью этой игры можно учить игроков использовать свободное пространство.
Ещё это упражнение очень интенсивное и динамичное, поэтому следом возникает новая игровая ситуация, которая требует от игроков принятия решений.

Игрок с мячом движется к воротам , а соперник вынужден перестраиваться
Игрок с мячом движется к воротам , а соперник вынужден перестраиваться

И вот в атакующей фазе мы сталкиваемся с ситуацией 2 в 1. Игрок 9 должен быть открыт для возможной передачи, а вот игрок с мячом принимает решение. И очень важно, чтобы сам игрок это делал, а не тренер говорил, что можно сделать. В паузе между повторениями они могут обсудить это решение, и почему оно было принято. Но самостоятельность и смелость важнее забитого гола.

При этом, мы сделали полноценную игровую ситуацию. Это значит, что при отборе или перехвате мяча соперник может контратаковать (или как учат в РГУФКе "провести быстрое нападение"). А это задействует целый комплекс качеств, которые футболисту нужно проявить в такой ситуации. Это и отбор мяча, и передача на ход, и ускорение на свободное пространство. Скорость и быстрота здесь будут проявляться не только в движениях, но и в мысли.

Таким образом мы перешли от более простого первого упражнения к более сложному второму. При этом, мы не только перенесли те действия, которые выполняют футболисты, но и сделали ситуацию более игровой, в которой есть цель - забить гол.

3. Игра 4 на 4 со "свободными" игроками.

Стартовая расстановка и начало игры от вратаря.
Стартовая расстановка и начало игры от вратаря.

Основное игровое упражнение в нашей тренировке, задача которой - закрепить в более реальных (игровых) условиях те навыки, над которыми мы работали в предыдущих упражнениях.
Игрок 4 в синей команде, а также игрок 5 в красной имеют особую роль в этой игре - они могут свободно перемещаться по полю. Остальные игроки могут играть только на отведённой им половине поля.
"Свободный" в этой игре имеет высокую ценность. Так как своими перемещениями он может создавать численное преимущество на отдельных участках поля или освобождать пространство от игрока соперника для открывания своего партнёра. Поэтому важно, чтобы в роли "свободного" играли все футболисты команды.

"Свободный" может и должен создавать численный перевес на отдельных участках поля, что дает его команде дополнительное время и пространство для развития своих действий.

Здесь и далее мы видим ключевое преимущество игровых упражнений. Каждое действие на поле зависит от движения мяча, партнёров и соперника, поэтому футболисты учатся принимать решения, исходя из этих факторов. Как видно выше, у игрока с мячом может быть несколько вариантов дальнейших действий, но всё зависит от развития ситуации. Такая же ситуация и у игрока 9, так как делать открывание можно только на открытое пространство.
Про вратаря можно добавить отдельно. Придерживаюсь того, что до 12 лет футболисты должны играть на позиции вратаря по очереди. Это дополнительные возможности для их развития, как физического, так и понимания игры. Сейчас вратарь - это ещё один игрок, участвующий в построении игры и развитии атаки на своей половине поля.

Видно, как много возникает различных ситуаций взаимодействия партнёров в игре, а именно это и является целью нашей тренировки. При этом, всё в формате игры, где есть возможность забивать голы, что только добавляет мотивации футболистам.

Еще одно отличное качество данной игры в том, что она вариативна, то есть тренер может делать акцент на тех моментах, которые нужно отработать в большей степени.
Например, после забитого гола игру начинает вратарь пропустившей команды. Тогда это возможность научиться создавать ситуация 2 в 1 или даже 3 в 1 при розыгрыше мяча. А для игроков соперника - это изучение компактности и прессинга: в каких ситуациях можно идти в активный прессинг, а в каких лучше быть ниже и закрыть центр.

"Свободный" создает ситуацию численного преимущества на своей половине поля
"Свободный" создает ситуацию численного преимущества на своей половине поля

Другой пример. Тренер может возобновлять игру своей передачей, что будет требовать от игроков быстро перестраиваться с одних действий на другие. Тем самым мы учим не выключаться из игры. Таким способом повысится и интенсивность игры, что сделает её ещё более похожей на современный футбол.

Движение игроков после гола и варианты передачи от тренера
Движение игроков после гола и варианты передачи от тренера

И в завершении. В ходе описания этой тренировки мы много говорили о вариативности игры и принятии решений футболистами. Игра футбол требует постоянного принятия решений в зависимости от ситуации на поле.
Развивая ход игры, которую мы сейчас описываем, сложилась следующая ситуация. Видим её ниже. Игрок 11 получил мяч, находясь спиной к воротам соперника, у него есть 2 варианта для передачи, а также вариант с обыгрышем соперника за его спиной. Каждый из вариантов может быть верным. Что-то из этого более рискованное, что-то более надёжное. Но тренеру важно предоставлять своим футболистам возможность самим делать выбор в таких ситуациях. Ведь именно смелые игроки, принимающие нестандартные решения, превращают игру в зрелище для болельщиков.

Развитие нападения при ситуации 2 в 2
Развитие нападения при ситуации 2 в 2
Варианты действий нападающего
Варианты действий нападающего

У тренера есть возможность помогать своим игрокам обучаться в этом упражнении. Он может остановить игру, чтобы объяснить принципы, которыми они должны пользоваться, или даже показать, как можно сыграть в определённой ситуации.
Также тренер может подсказать игроку или нескольким игрокам в то время, как они будут находится вне игры.

Получается, что эта игра позволяет футболистам постоянно взаимодействовать в малых группах, думать и принимать решения на футбольном поле. Таким образом, она не только решает задачи тренировки, но и объединяет в себе все то, что мы делали в первых двух упражнениях.

Заключение.

В этом занятии мы создали огромное количество моментов, в которых игроки взаимодействовали в двойках и тройках, причём в каждом упражнении создавались ситуации непосредственно из игры в футбол.
Если бы сейчас я защищал свою тренировку в Академии РФС (как теперь называется академия тренерского мастерства), то сказал бы, что цель и задачи тренировки были достигнуты.
Но на самом деле я хотел показать, что у тренера есть много возможностей эффективно сочетать и использовать игровые упражнения. И данная тренировка лишь один такой пример.