Найти тему
Lapocruiser

Северная Монголия, жертвоприношения. Как сломаться и починиться в степи.

Оглавление

Про железо.

Железо в Монголии устаёт категорически быстро :)
Вроде и дороги везде есть, и ехать можно — не то что у нас по тайге. А ушатывается всё в ускоренном режиме. То гребёнка, то промоины в хорошей дороге, то выбоины и острые камни. По степи и полупустыне местами можно идти на 4й передаче, но чуть зазевался — бац, промоина! Но всегда есть варианты выбрать лучшее направление А когда дорога входит в долину реки, количество вариантов резко падает, появляются ямы, ухабы и валуны. Вот это самое нудное — переваливаться по этому полигону, считая пройденные километры и потраченные часы пути… Сорвёшься, поспешишь — и духи тут же возьмут себе очередную железную жертву.

Серия 1

Сначала духам понравилась наша рулевая тяга. Примерно в середине пути, идём по степи, скорость около 40 км/ч — прекрасно едется. Вдруг хлоп! — колёса в разные стороны, торможу "в обочину".

"Ура!" — единогласно подумали мы с женой:) Степь ровная, ни обрыва, ни скалы, ни леса — отлично сработано :)
Лопнула не сама тяга (сделанная из толстостенной трубы 30ХГСА), а слабая регулировочная муфта на ней.

Но дела это не меняет. Надо чинить.
И тут начинается натуральный квест. То есть цепочка событий, планомерно переходящих одно в другое.

Снимаю половинки тяги. Задача ясна — нужно ехать в деревню (30 км. в обратную сторону) и искать там сварку. Вроде был там Дугуй Засвар (шиномонтаж)…
На дороге машин не видать. На пригорке в километре видна юрта. Жена раскладывает в тени машины кресло, открывает книжку и садится ждать, не поедет ли кто мимо. А я
отправляюсь к юрте.


У юрты лишь женщины и дети. На пальцах объясняю ситуацию, они разводят руками и предлагают Цай. Эххх, не до чая сейчас. Возвращаюсь к машине, сидим ждём. Вижу что пацан возле юрты седлает лошадь и уезжает куда-то в степь…

Примерно через час из той степи приезжает монгол на мотоцикле. Отец пацана. Указывает на сидушку: "-Садысь!" Сажусь, и мы едем в посёлок Сонгино.

Там находим шиномонтаж, но беседа не складывается — по-русски никто не понимает. Тогда "мой" монгол Санжар опять кивает "Садысь!" и мы едем на "колонк" — т.е. на АЗС. Зачем? — думаю я, чё ему заправка срочно понадобилась?
Оператор заправки — дядька лет 50-60, выслушивает моего мотоциклиста и потом
на нормальном русском спрашивает: "Что у вас случилось? Что нужно?"
Оказалось, заправщик — бывший учитель русского языка! Работал в местной школе "при советской власти".

В общем, формулирую все пожелания, учитель переводит их Санжар, и мы едем обратно на шиномонтаж. Нужен уголок чтобы обварить тягу. Санжар передаёт это шиномонтажнику, тот выслушивает и уходит в дом. Тишина…

Вдруг в доме открывается окно, из окна высовывается кровать! Точнее, рама от старой советской кровати с панцирной сеткой. В этом посёлке раньше была советская воинская часть, и от неё осталась масса полезнейшего железа. :) Принимаю кровать в окне, вырезаем болгаркой кусок уголка и начинается Засвар!
Напевая себе под нос, монгол кладёт ровный, красивый шов…

И вот к вечеру у меня в руках заваренная кроватью тяга. Теперь уже вместе с шиномонтажником-сварщиком находим в деревне уже поддатого Санжара.
Пересаживаюсь к нему, и мы едем обратно в степь, где моя жена сидит у раскоряченного крузера и читая книжку, поджидает нашу мотоэкспедицию :)
(Здесь был ещё интересный момент знакомства с родственниками Санжара и местными ритуалами распития спиртного, но об этом позже…)

Ставим тягу — всё отлично! Благодарю Санжара как могу, деньгами и плащом от химзащиты. Он деловито запихивает его запазуху и с удовольствием позирует. Герой дня!

Все щастливы, мы продолжаем путь, уже пьяный герой дня машет нам вслед — "Ну вы того…обращайтесь, есличо…"

Серия 2

Проехав ещё несколько дней и сотен километров, достигаем западной части. В планах на завтра — посетить городок Баян Ульгий, получить разрешение на посещение погранзоны с Китаем, где лежат горные харьюзовые озёра. Времени до конца отпуска ещё почти неделя, успеем!
Ночевать решили на озере Толбо-Нур. Въехав в уже известную нам бухточку, маневрирую чтобы встать на ночлег. Перекатываюсь через камень — ЩЩЩЁЛК! — и машина падает на левую сторону. Да ё..... !

 патриотичные рессоры на чужбине
патриотичные рессоры на чужбине

Мой старый сборный пакет — два родных листа, два патриотовских — сломан целиком. Во второй рессоре тоже один патриотовский лист лопнувший.

Что делать? Снимать и везти куда-то варить — понт, понятное дело. Нужно всё это фиксировать и добираться до людей. А там разберёмся.

Следующий день посвящён неторопливому увязыванию гордиевого узла вокруг задней левой рессоры. :)

Привязываю к чулку моста кусок доски и опускаю машину на отбойник. Всё, лежит. Теперь надо скрепить мост со сломанной рессорой. И тут в ход идёт рейка от хайджека. Хайджек, я тебя люблю! Это суперуниверсальный инструмент. Уже с год проездивший на багажнике совершенно без дела, бренчащий и мешающий, он наконец сработал на все 100%!

Ну и конешно, грузовые стяжки. Шмурдяк с багажника был перевязан более аскетично, а стяжки пошли под днище, фиксировать всю эту конструкцию и раму с мостом.
Так и выехали на следующее утро. 45 км. до Баян-Ульгия были пройдены за 5 часов. Но когда едешь в такой ситуации, о скорости не думаешь, а просто радуешься тому, что постоянно приближаешься к цели!

В райцентре Баян-Ульгий заехали на тамошний модный сервис.

Здесь нам втридорога (за 200$) поменяли сломанную рессору на Хантеровскую, просверлив в ней новое отверстие. Серьга встала в направлении "внутрь"; сайлентблоки, уши и серьги не совпадают, казахские сервисмены ведут себя по-свински, но это всё ерунда. У моста опять 4 точки опоры, это главное. На этом интернациональном пакете доезжаем до Новосибирска, а там уже меняю на нормальные рессоры.
А вот кусок кровати на тяге оказался настолько удачным, что проездил ещё целый год. Тяга была заменена лишь ради перефекционизма:
"Ну скока можно ездить на кровати?" :)

На сегодня всё, завтра продолжим.