Так и вижу картину:
─ Прости меня ради Христа.
─ Бог простит, и я прощаю.
Этот диалог звучит повсеместно. И, конечно, предполагается, что он должен умилять, будить добрые чувства, делать людей ближе друг к другу.
Все так. И не так.
Просить прощения всегда трудно. Нужно признать правоту другого, наступить на горло собственным амбициям, самолюбию, и даже убеждениям иногда. Дабы вернуть мир в отношения, успокоить душу, избавить ее от боли.
Простить ─ тоже непросто. Не зря стало популярным выражение:
«Иногда тех, кого мы сумели простить, уже не хочется обнимать».
И где же здесь прощение? Простили, потому что это правильно. Но обнимать не хочется ─ это степень того самого прощения. Которое не состоялось.
Или: «Я простила, но видеть не хочу!»
Да и не думала прощать! Просто играешь в приличную игру, а обида пускает еще более глубокие корни. Отравляет жизнь. Гробит здоровье. А мы гадаем: откуда болезнь прилетела? Так оттуда и прилетела, где живёт непрощение.
Прощеное воскресенье ─ это своего рода врата в Великий пост. Не открыв их, опасно браться за духовные подвиги. Внутренняя неустроенность обязательно вырвется наружу. Взорвет мозг, разнесет все на своем пути. И тогда пост станет не радостью соединения с Богом, а пыткой.
Изображать прощение, потому что так принято, не имеет смысла. Игра, да и только. Бога не обманешь и на тлеющих в глубине души обидах ничего не построишь. Куда лучше примириться, действительно примириться хотя бы с одним человеком. Но сделать это искренне, по-настоящему.
Как Он, который просил Отца простить своих мучителей, «ибо не ведают, что творят».
Только представьте этот момент! Уму непостижимо.
Просил простить, Сам простил и отдал Свою жизнь за каждого из нас.
А мы, не задумываясь ни на минуту, произносим: «Прости меня ради Христа!» А нужно ли вам прощение этого конкретного человека?
Подойдите к тому, с кем не разговариваете пять лет или позвоните. И попробуйте сказать то же самое. Вот где смысл, работа над собой и вера. Вот где прощение!
Помню, в самом начале воцерковления, в первое Прощеное воскресенье, я, обиженная много лет на маму, несколько часов собиралась с духом, прежде, чем набрать номер. Звоню:
─ Мама, прости меня.
Она была далека от веры, от праздника, имела гордый нрав и потому ответила:
─ За что?
Это значило, что я должна была перечислить какие-то ситуации вспомнить конфликты, назвать конкретные просчеты с моей стороны.
Она не подозревала, какого труда мне стоило произнести сказанные слова.
Услышав вопрос, я положила трубку. Была не готова к такому повороту в разговоре. Потребовалось несколько лет, чтобы решить эту проблему. Просто я поняла, что главное ─ простить самой.
Тогда не важно, что человек говорит, как реагирует. Ты принимаешь его целиком.
И любишь.
И хочется обнимать...
P.S :Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.