Ранее уже выходила статья на тему зоны комфорта – с примерами фильмов о том, когда выходить из нее стоит. Теперь рассмотрим противоположную идею: когда выход из зоны комфорта спасителен.
«Суррогаты»
Фантастический боевик «Суррогаты» (2009, в гл. роли Брюс Уиллис) повествует о технологическом будущем человечества, когда люди предельно расслабились и дошли до того, что ленятся выходить из своих домов. Их роли выполняют биороботы – «суррогаты», которые через датчики передают всю информацию настоящим, живым людям.
А те в основном лежат в своих кроватях, но видят, слышат, чувствуют все то, что ощущают суррогаты. И управляют ими, наслаждаясь мнимой безопасностью и огромной зоной комфорта. Ведь можно делать что угодно, произвольно менять внешность и т.д.
Но вдруг становится очевидной огромная уязвимость таких «обломовых» будущего: кто-то начинает уничтожать суррогатов, и при этом погибают люди, управляющие ими.
Показательна финальная сцена: оставшиеся в живых лишаются всех своих суррогатов, и выходят на улицы. Город наполняется теми, кто давно уже отвык от реальной жизни, заново учась ходить и говорить. Они в домашних халатах, не уверены и растеряны. #зона комфорта покинута. Мораль: от себя не уйдешь, а попытки чреваты большими проблемами.
В финале звучит речь диктора новостей:
«Пока нам не известно, когда будут, да и будут ли вообще восстановлены все суррогаты. Так что пока придётся нам жить самим».
Другие цитаты из фильма на эту тему:
- Начинаешь ценить жизнь, когда чувствуешь боль.
- Можно скрываться от неё заменив себя куклой, механизмом, но в глубине души вы будите знать, что это обман.
«Остров»
Еще один #фантастический фильм на тему важности своевременного выхода из зоны комфорта - «Остров» (2005, в гл. ролях Юэн Макгрегор и Скарлетт Йоханссон). Речь, как и в прошлой картине, о возможном будущем человечества, связанном с достижениями научно-технического прогресса.
На Земле произошла глобальная экологическая катастрофа, а выжившие вынуждены жить в подземных бункерах. Иногда среди них разыгрывается лотерея – победившие «счастливчики» получают право отправиться на Остров – райское место на земной поверхности.
- Остров ждёт вас.
Однако главные герои (Линкольн-Шесть-Эко и Джордан-Два-Дельта) вскоре узнают страшную правду: на самом деле они – клоны («страховые изделия»), которых себе на органы выращивают богатые люди. Вокруг – тотальный обман: никакой катастрофы не было, а победители лотереи отправляются не в рай, а на гибель. Разумеется, персонажи восстают против суровой реальности, и с помощью собственных усилий, везения и воли сценаристов выживают.
Ну а моральный посыл такой же, как в «Суррогатах»: «не расслабляйтесь, замечайте свою уязвимость и умейте вовремя выйти из зоны комфорта, иначе не выживете». Преодолевая некоторые искусственные социальные границы, человек может достичь многого - но при условии, если он заметит эти границы.
Джордан-2: Остров реален. Остров — это мы.
В общем, полезно обратить внимание на неоднозначность популярного психологического призыва «выйти из зоны комфорта». Иногда из нее как раз НЕ следует выходить, а слепая вера в необходимость такого выхода может очень навредить. А иногда – наоборот, такой выход необходим, потому что от этого зависит выживание.
Важно уметь отличать одно от другого, а от необходимости самостоятельно думать не избавит ни одна психологическая или философская идея…