Принято считать, что стартап - это мечта инвесторов, которые сидят и ждут человека с замечательной идеей, чтобы отдать ему свои деньги. И всё, что нужно сделать начинающему предпринимателю - это подготовить красивую презентацию и насовать в нее десяток цифр.
Большинство стартаперов пытается продать голую идею при отсутствии не только нормального продукта, но и минимально годного образца(MVP). Они даже не понимают, как смешно выглядят заявляя, что изобрели вечный двигатель или придумали продукт, который покорит весь мир. Нет ничего дороже и дешевле в стартапе, чем идея. А разница между дешевой и дорогой идеей - её реализация. Инвестору не нужны фантазии. Его заботит возврат вложенных инвестиций и полученный при этом доход. Мировое господство не стоит у него в приоритете. Ничего личного - это суровый оскал бизнеса!
Есть две четкие категории стартаперов: первые - это изобретатели и творцы. Те, кто придумал гениальный, по его мнению, продукт и теперь всеми силами пытается впарить его миру. Такие стартаперы, прекрасно разбираясь в нюансах технологии, совершенно не смыслят в маркетинге, финансах и проектировании бизнеса. Как ни жаль, но большая часть таких проектов умирает. Не потому, что он плохой, а потому что не находит своего клиента. Маркетинг не прощает ошибок. Вторая категория - это предприниматели, которые умеют продавать. Зачастую, все что угодно. Даже дыхание Джона Леннона в трёхлитровой банке. У них есть отточенная технология, как найти покупателя и заставить его купить товар.
Казалось бы, очевидно, что этих ребят надо соединять вместе. Однако, на практике, такой симбиоз крайне маловероятен. Они редко находят друг друга. Ещё реже договариваются.
Я много лет работаю в акселераторах, где прокачивают новые проекты. Насмотрелся. 95% проектов не находят своего инвестора. Тут одновременно сошлось множество факторов: беспросветная необразованность молодых предпринимателей, несусветная жадность российских инвесторов, юридические пробелы в российском законодательстве в защите прав инвестора.
Инвестор юридически не защищен. Единственный способ, хоть как-то обезопасить себя, это дать займ под личное поручительство с залогом активов стартапера. А если этих активов нет? А если он молод, и только начинает? Риск потери инвестиций зашкаливает. Инвестор осознает, что из пяти проектов, только один вернет ему деньги. В результате, запрашивает доход с проекта, покрывающий убытки по оставшимся четырем. Это и есть объяснение несусветной жадности инвестора при 100% годовых. Некоторые инвесторы идут дальше и пытаются сразу отнять у предпринимателя половину бизнеса, не понимая, что этим рубят сук на котором сидят. Предприниматель, осознав, что бизнес уже почти не его, теряет мотивацию и бросает проект. По статистике, из ста стартапов, через три года смогут достигнуть своих целей лишь два, остальные либо умрут или превратятся в замершие компании-зомби.
Жизнеутверждающего вывода не будет. Предпринимательство, кроме светлой головы и прекрасной идеи, требует знаний, своевременной консультации с экспертами и железной воли создателя проекта. А о том, где найти нужные для стартапа знания, я расскажу в следующий раз.
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, делитесь публикацией с друзьями,приветствуются комментарии.