Найти в Дзене
Логово финансиста

Что есть российский стартап

Принято считать, что стартап - это мечта инвесторов, которые сидят и ждут человека с замечательной идеей, чтобы отдать ему свои деньги. И всё, что нужно сделать начинающему предпринимателю - это подготовить красивую презентацию и насовать в нее десяток цифр.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Большинство стартаперов пытается продать голую идею при отсутствии не только нормального продукта, но и минимально годного образца(MVP). Они даже не понимают, как смешно выглядят заявляя, что изобрели вечный двигатель или придумали продукт, который покорит весь мир. Нет ничего дороже и дешевле в стартапе, чем идея. А разница между дешевой и дорогой идеей - её реализация. Инвестору не нужны фантазии. Его заботит возврат вложенных инвестиций и полученный при этом доход. Мировое господство не стоит у него в приоритете. Ничего личного - это суровый оскал бизнеса!

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Есть две четкие категории стартаперов: первые - это изобретатели и творцы. Те, кто придумал гениальный, по его мнению, продукт и теперь всеми силами пытается впарить его миру. Такие стартаперы, прекрасно разбираясь в нюансах технологии, совершенно не смыслят в маркетинге, финансах и проектировании бизнеса. Как ни жаль, но большая часть таких проектов умирает. Не потому, что он плохой, а потому что не находит своего клиента. Маркетинг не прощает ошибок. Вторая категория - это предприниматели, которые умеют продавать. Зачастую, все что угодно. Даже дыхание Джона Леннона в трёхлитровой банке. У них есть отточенная технология, как найти покупателя и заставить его купить товар.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Казалось бы, очевидно, что этих ребят надо соединять вместе. Однако, на практике, такой симбиоз крайне маловероятен. Они редко находят друг друга. Ещё реже договариваются.

Я много лет работаю в акселераторах, где прокачивают новые проекты. Насмотрелся. 95% проектов не находят своего инвестора. Тут одновременно сошлось множество факторов: беспросветная необразованность молодых предпринимателей, несусветная жадность российских инвесторов, юридические пробелы в российском законодательстве в защите прав инвестора.

Инвестор юридически не защищен. Единственный способ, хоть как-то обезопасить себя, это дать займ под личное поручительство с залогом активов стартапера. А если этих активов нет? А если он молод, и только начинает? Риск потери инвестиций зашкаливает. Инвестор осознает, что из пяти проектов, только один вернет ему деньги. В результате, запрашивает доход с проекта, покрывающий убытки по оставшимся четырем. Это и есть объяснение несусветной жадности инвестора при 100% годовых. Некоторые инвесторы идут дальше и пытаются сразу отнять у предпринимателя половину бизнеса, не понимая, что этим рубят сук на котором сидят. Предприниматель, осознав, что бизнес уже почти не его, теряет мотивацию и бросает проект. По статистике, из ста стартапов, через три года смогут достигнуть своих целей лишь два, остальные либо умрут или превратятся в замершие компании-зомби.

Яндекс. Картинки
Яндекс. Картинки

Жизнеутверждающего вывода не будет. Предпринимательство, кроме светлой головы и прекрасной идеи, требует знаний, своевременной консультации с экспертами и железной воли создателя проекта. А о том, где найти нужные для стартапа знания, я расскажу в следующий раз.

Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, делитесь публикацией с друзьями,приветствуются комментарии.

Стартапы
4712 интересуются