Сами пруды мы показали в предшествующей статье. Теперь же речь пойдет о бульваре и домах.
За сто лет это здание почти не изменилось, и вы, возможно, узнали его. Сейчас тут театр «Современник». Но старые надписи на фасаде говорят о кинотеатре «Колизей» и сообщают дату его постройки – 1914 год. Нет только имени архитектора. А это был Роман Клейн!
Теперь этих надписей, конечно, нет... Фотография была сделана между 1914 и 1917 годами.
А вот каков был «Колизей» внутри! Фотография зимнего сада.
Практически напротив, на другой стороне пруда, перед революцией стояло весьма колоритное здание. В отличие от «Колизея», оно оказалось недолговечным: построили в 1912 году, а в 1918 уже сломали. Сейчас на этом месте стоит семиэтажный дом в стиле конструктивизма.
Для чего нужно было старое конусообразное здание? И почему оно так мало простояло? Ответ – на следующем снимке.
Это павильон для демонстрации одной картины – Бородинской панорамы. Франц Рубо написал ее к столетию знаменитой битвы. Размеры впечатляют – 15 на 115 метров, так что постройка каменного здания для панорамы отняла бы годы. И в 1912 году был создан временный деревянный павильон (при том, что в центре Москвы запрещалось строить из дерева).
Однако скоро началась война, потом – революция… Павильон разобрали, а картина оказалась никому не нужной и, пролежав на складе двадцать лет, сгнила. То, что ее восстановили – настоящий подвиг реставраторов. В наши дни посмотреть панораму можно на Кутузовском проспекте.
Так выглядел павильон из окна дома на Чистопрудном бульваре – точнее, с балкона четвертого этажа. Справа от панорамы – невысокие здания, их сломают при постройке сталинских домов. За ними высятся эффектные дома №10 и 12 в Потаповском (в те дни – в Большом Успенском) переулке. Так выглядело большинство тогдашних «небоскребов»: пока многоэтажных зданий было мало, они виднелись издали, как колокольни или маяки.
Чтобы взглянуть на них сейчас, надо сходить в Потаповский переулок. Там есть на что посмотреть: одно из этих зданий – памятник неороманской архитектуры. В Москве не так уж мало неоготики, а много ли неороманских домов?
Кстати, о старом снимке.
Здесь и неоготика попала в кадр! На полпути между доходными домами и куполом Бородинской панорамы – видим острый шпиль. Это лютеранский собор святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. И он уцелел!
Ближе к большим домам, на углу Покровки и Потаповского переулка, высилась православная церковь Успения с колокольней – один из красивейших памятников московского барокко. Они видны на снимке. Эта церковь дважды дала имя переулку. Сначала ведь он назывался Большим Успенским. В 1922 году улочку переименовали в честь Петра Потапова – это был то ли резчик по камню, то ли зодчий, построивший храм. Трудно сказать! О нем известно лишь из надписи, которая украшала древний храм.
Еще через 14 лет жемчужину XVII века уничтожат – не для строительства очередного дома, а просто так. На этом месте до сих пор пустырь.
А вот и сам балкон, с которого снимали.
А вот как выглядит этот дом в наши дни. Подрос, потерял часть декора.
Вид с того же балкона на северную часть бульвара. Здания сохранились. На переднем плане Меншикова башня – современница Александра Даниловича. Это одно из самых старых зданий в районе Чистых прудов.
А теперь спустимся с небес на землю!
Вполне возможно, эти детки, играющие на бульваре – ваши прадедушки или прабабушки…
Фотограф находился в центре бульвара – там, где сейчас стоит памятник Абаю Кунанбаеву. Направление съемки – на северо-восток. Прекрасного трехэтажного дома больше нет. Нет и соседних…
Чуть правее, напротив домов №11 и №13, между 1907 и 1910 годами, снялась группа гимназистов. Да-да, гимназистов! Хотя кое у кого уже усы росли. В гимназиях учились лет до 18. Кроме того, посредственных учеников могли на второй год оставить.
Ближайшая гимназия была на Покровке – в блистательном «доме-комоде» (дворец Апраксина-Трубецких).
Я не могу удержаться и покажу фотографию этого уникального для Москвы здания. Дом-комод кажется младшим братом Зимнего дворца.
Но возвратимся на Чистопрудный бульвар! Вот последний снимок из моей подборки.
Фотография 1900 года, с открытки, во внешнем проезде бульвара. Вид на юго-восток. И три ближайших дома сохранились! Уцелели даже кованые столбы и балконы.
Ближайшему трехэтажному зданию (№3а с7) больше двухсот лет. Здесь жила Гликерия Федотова – звезда Малого театра. Она при жизни драматурга играла Катерину из «Грозы»– и еще несколько десятков героинь Островского. На Чистые пруды актриса переехала уже в глубокой старости. Окно ее комнаты как раз выходит на балкон второго этажа, над подъездом.
Старушка прожила тут до эпохи нэпа и, как вспоминает очевидец, страшно ругала большевиков. «При них даже кошки стали более линючие», вздыхала Гликерия Николаевна.
Третий из этих домиков, №5 (на углу с Большим Харитоньевским переулком, хотя поворота не видно) связан с литературным дебютом Белинского. Сюда, в квартиру редактора журнала «Листок», он, еще юным студентам, отнес свою первую вещь. Это, конечно, была не статья, а поэма!
Дальше, за поворотом в переулок, можно увидеть домик с мезонином. Этот домик помнил маленького Пушкина! Семья с младенцем здесь жила с 1801 по 1803 год… Именно этот дом, конечно, и сломали, чтобы возвести на его месте отвратительную серую коробку.
Коробка «украшает» бульвар с 1960 года. Но прежде здесь было так много интересного... В следующей статье – Чистые пруды на довоенных фотографиях.
Все мои статьи с обзором старых фотографий Москвы и другими историческими материалами вы можете найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
9 обманчивых названий на карте Москвы
Сколько в России улиц? Любопытные факты
Цветные фото 115 лет назад: учитель Прокудина-Горского