В комментариях в статье про сорт Молдова Вы достаточно прохладно высказались и о достаточно популярном Мускате. Почему?
В мире существует небольшое количество очень хороших вин из мускатных сортов и есть даже целый винодельческий регион, причем весьма уважаемый, в котором Мускат считается "благородным" сортом - это Эльзас. Но даже там особенно ценятся мускаты в исполнении "позднего сбора" и "вин с ботритисом", то есть не обычные сухие вина, а вина с заметным уровнем остаточного сахара. И для этого есть целый ряд причин, о которых мы и поговорим.
Но для начала несколько слов о том, почему Мускат в целом мало ценим профессионалами. Это связано с тем, что мускат - сорт двойного назначения, не чисто технический, с довольно крупными ягодами. Из таких сортов очень редко получаются супер-интересные вина с потенциалом хранения, что определяло бы их в более высокие ценовые категории. Единственное что спасает этот сорт - это его интенсивный аромат, основанный на веществах из группы терпенов, в первую очередь это линалол, нерол и гераниол, которые отвечают за оттенки аромата напоминающие запах цветков апельсина и розы. Собственно, упомянуты цветы и пахнут именно так из-за того, что они производят ровно те же самые вещества.
Но у этих веществ есть несколько "слабых" сторон - во-первых аромат у Муската очень интенсивный, могущий доходить до "парфюмного", который полностью маскирует все тонкие оттенки. В итоге мускатные вина пахнут совершенно однотипно и не интересно. Одна из самых сложных дегустаций, случавшихся в моей жизни, это была дегустация 70 образцов игристых мускатных вин Асти из итальянского региона Пьемонт. К пятнадцатому вину отчетливо понимаешь, что отличия приходится придумывать, чтобы во всех заметках не было написано одно и тоже - "роза, флердоранж, ранние яблоки и ландыши".
Во-вторых все эти вещества имеют очень короткий срок жизни, поэтому зачастую вина из Муската для массового рынка производятся по факту полученного заказа, т.е. ферментируются не во время урожая, как все остальные вина, а сусло хранится при низких температурах и поступает на ферментацию к моменту поставки по оплаченному контракту. В среднем Мускат сохраняет свои ароматные характеристики в виде сухого не дольше, чем год-два после бутилирования. После чего вино совершенно деградирует и не демонстрирует в бокале ничего интересного. Единственный способ замедлить этот процесс - оставить в вине какое-то количество несброженных сахаров, которые будут удерживать линалоол и остальные терпены от распада.
Но даже на этом проблемы Муската не заканчиваются - большая концентрация линалоола в винах из Муската приводит к тому, что эти вина достаточно быстро начинают ощутимо горчить. Сахар и в этом случае несколько "спасает", именно поэтому сухих вин из муската крайне мало, их производят из тех клонов или сортов (Мускат желтый, Мускат Оттонель), где линалоола поменьше. Но сахар в вине - это гарантированный источник нестабильности, такое вино является вполне себе благоприятной средой для размножения патогенной микрофлоры. Поэтому вино с остаточным сахаром должно подвергаться либо стерильной фильтрации, либо добавлению больших количеств консервантов для стабилизации.
В итоге самыми популярными винами из Муската являются десертные и крепленые вина, которые могут жить долго, из-за высокого содержания сахара, либо низкоалкогольные игристые для немедленного потребления. К первой группе относятся итальянская Пантеллерия, мускаты Самоса и соседних греческих островов, сладкие мускаты Кипра, португальский Москатель де Сетубал, сладкие мускаты юга Франции из Русильона. Российским любителям этот класс вин хорошо известен по сладким Мускатам Крыма, в первую очередь - Мускатом белым Красного Камня. Это действительно интересные и запоминающиеся вина, но к сожалению имеющие весьма ограниченную гастрономичность и, как следствие, продолжающие терять и без того не слишком высокую популярность. Высококачественных сухих вин из Муската практически не существует (по рассказанным причинам), что и формирует в целом отношение к сорту как "далеко не лучший для виноделия".