Один из эмигрантов из России в Германию писал: «Я часто вижу на немецких форумах, как немцы называют американцев или итальянцев своими союзниками, голландцев — братьями, а россиян поливают грязью». Немцы, кстати, не очень одобряют ещё и то, что их страна была разделена на две части Берлинской стеной.
А вот на русскоязычных форумах и сайтах можно постоянно увидеть сообщения типа «Германия — моя любимая страна» или «Германия — самая богатая страна в мире». Кстати, что касается «самой богатой», это нонсенс, конечно. Германия — успешная страна, но далеко не самая богатая. По доходу на человека Германию опережают многие страны.
Порядок, трудолюбие, оперативность — русские всегда восхищались немцами. И мечтали о союзе. Ни одной стране за пределами постсоветского пространства не досталось столько сочувствия от россиян, как Германии.
Поразительное явление: в принципе, имидж Германии сегодня в России исключительно положительный! Существует неизгладимая память о Второй мировой войне и жертвах немецкого вермахта. Но неприязнь на этой почве — весьма редкий случай. «Мы всегда считали немцев великими людьми, которые извлекли уроки из истории» — отмечает, например, социолог Фёдоров.
Эта симпатия имеет исторические корни. Со времён царя Петра Великого Россия не поддерживала столь тесных связей ни с одним другим народом.
В России очень любят немецкие товары (машины, пиво и так далее). Многие признают их очень качественными. Также россияне симпатизируют Германии как очень развитой и богатой стране, где достаточно высокий уровень жизни и доходов. Более романтичные натуры, любящие искусство, также высоко ценят немецкую музыку, как классическую, так и современную (Бах, Бетховен, Вагнер, Scorpions, Rammstein, Modern Talking, Boney M и так далее), с интересом читают немецкую литературу. Также россияне отмечают заслуги немцев в философии.
По моим наблюдениям, многие россияне, которые любят Германию, делают это потому, что видят в ней идеал стабильности после того, как они испытали падение советского режима. Эта точка зрения во многих отношениях иронична. Многие из русских эмигрировали в Германию в постсоветскую эпоху, став достаточно богатыми только благодаря тому, что воспользовались ситуацией в разваливающейся России, которую они теперь ненавидят.
Что может удивить многих, фанатичное желание Гитлера построить арийскую утопию не так уж далеко по своему духу от большевистской, советской и сталинской чепухи о создании социалистического рая. В конце концов, Маркс был немцем!
Другими словами, материалистичные и агрессивные люди разделяют некий психотический идеал, что они могут каким-то образом создать «рай на земле», даже если при этом придётся пожертвовать жизнями других людей. Показательные примеры: нацистская Германия и Советский Союз.
Большинство россиян, которые любят Германию, не являются ни (религиозными) православными, ни евреями. В частности, именно эти группы презирались и преследовались как нацистами, так и Советами.
Тем не менее близость России к Германии восходит к временам задолго до XX века, а для многих наблюдателей это главная причина «гибели» России. Видите ли, в то время как царь Николай II, его замученная семья и некоторые представители Романовых определённо являются святыми, Романовы узурпировали линию Рюриковичей (Ивана Грозного) и постепенно германизировали Россию.
Смешанные браки с нерусскими, неправославными и некоролевскими особами начались ещё при Петре I. Затем Александр I женился на чистой немке. К тому времени смешанные браки с немецкой монархией были настолько широко распространены по всей Европе, что царь Николай II и Георг V в Англии в конечном итоге стали двоюродными братьями (и выглядели как близнецы).
Важно отметить, что эти специфические смешанные браки с немцами поощрялись, что неудивительно, боярами — потомками того же контингента, который привёл к возвышению Романовых над Рюриковичами. Большая часть истории России связана с тем, что дворяне поддерживали иностранных узурпаторов — с целью «продажи» России в угоду западным интересам...
Пока всё это происходило, в Россию начали проникать немецкая философия, религия и культура. Особенно в Санкт-Петербурге, после короткого правления Павла I — по мере того, как масонские ложи и другие учреждения развивались подобно их западным аналогам.
Важным здесь было знакомство россиян с иностранной идеологией, которая всё больше расходилась с исконной культурой Российской империи и верованиями её чрезвычайно разнообразных людей — людей разных национальностей и религий. Другими словами, правящие классы (которые одновременно стали франкофилами) всё больше отдалялись от потребностей простых россиян.
В конечном итоге это явление достигло таких масштабов, что во времена Достоевского прозвучал призыв вернуться к славянским корням — то, что стало (провальным) славянофильским движением.
В любом случае всё это сделало Россию благодатной почвой для марксизма и последующей революции, точно так же, как философия Ницше сделала Германию благодатной почвой для нацизма и подъёма социал-демократов. Обе идеологии осуждали монархию и заменяли её самоуправлением и самоопределением обычного человека.
Итак, более исконная русская (и религиозная) культура Рюриковичей исчезла, полностью разойдясь с более немецкой и западной культурой, созданной Романовыми. Близость России к Германии, наряду с ложной культурной совместимостью, взращивалась в течение длительного периода — сначала правящими классами со времён Петра I, а затем и правящим советским режимом.
К сожалению (или к счастью) в историческом контексте, эта иллюзорная совместимость была окончательно разрушена во время Второй мировой войны, когда Гитлер решил вторгнуться в Советский Союз. К сожалению, сегодня многие россияне, и не только германофилы, по-прежнему не видят победу своей страны над Германией на поле боя как ещё более значительную победу — над немецкой идеологией.
По материалам обсуждения (англ.).