ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Камчатка.
XII.
Коряки. — Рыбные промыслы.
Коренное население Камчатского полуострова — Коряки, называемые Камчадалами (от слова «Кончало», как они себя называют). Это очень низкорослый народ, с типичными чертами монгольского происхождения; основы их жизни, религия, обряды очень сходны с обрядами Чукчей.
Когда-то этот народ был очень воинственным и несколько раз пытался восставать; особенно сильные восстания были в 1731 и 1740 годах. Теперь они совершенно обрусели, хотя сохранили некоторые из своих старинных верований и обрядов; внутри полуострова часто можно встретить обряд шаманства, очень схожий с таковым же у Чукчей. Но такие старинные обычаи сохранились лишь в северной Камчатке, вся же южная половина её настолько уже заселена нашими переселенцами, что стала совершенно русской во всех проявлениях своей жизни, покрылась многими рассеянными то тут, то там русскими деревнями; среди переселенцев главное место занимают старообрядцы и молокане. В Петропавловске Камчадалами называют именно такое полурусское коренное население, почти ничего общего уже с исконными Коряками не имеющее; из этих Камчадалов и набираются «казаки», которых я раньше описывал. Всё, что осталось в теперешних Камчадалах от их предков, это — низкорослость и слабосильность, да то, что вместо всех шипящих букв они произносят «ц» или «с».
Все Камчадалы — прекрасные рыболовы, пища их состоит почти исключительно из рыбы. Своих ездовых собак они кормят также «юкколой», провяленными на солнце пластами рыбы. Скотоводство на Камчатке развито очень слабо; лишь в последнее время население начало разводить рогатый скот, взяв пример с русских переселенцев. На севере Камчатки сильно развито оленеводство. Разумеется, большой доход даёт населению звероловство; жители промышляют преимущественно бурыми медведями, которых на Камчатке большое количество, далее идут лисицы, белки, горностаи, наконец, соболя.