Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. Наслаждение творить

Оглавление

Валерий Плотникова "Времена оттепели прошли":

"Наслаждение творить

Я не репортёр, я - фотограф. Я снимаю только тогда, когда не снимать нельзя. В своё время я говорил, почему занялся фотографией. Потому что такое количество изображений, такое количество портретов, будучи живописцем или графиком, я бы никогда не сделал в силу огромной энергоемкости этой работы. А тут за день, за два можно сделать замечательный портрет.

Что касается современных технологий, то я их не избегаю. Когда нужно быстро что-то отснять и в приоритете материальная часть процесса - снимаю на цифровую камеру, для удовольствия до сих пор снимаю на плёнку. Цифра - это быстро, удобно, но вообще-то она развращает, потому что можно делать огромное количество кадров, абсолютно не напрягаясь и не думая.

Как проходит процесс съёмки? Чаще всего он происходит на каком-то интуитивном уровне, и сказать, что у меня есть какая-то чёткая система, я не могу. Конечно, какая-то есть, но в основном всё идёт от моего художественного образования, от широты моих ассоциаций. Просто я очень хорошо знаю изобразительное искусство, перед моими глазами всё время потрясающие примеры Врубеля, Серова, Ван Дейка, Рембрандта. Я вижу, что они делали, для того чтобы создать тот или иной образ. Я пытаюсь в какой-то мере этому следовать и надеюсь, что (в силу того, что это убеждает и моих персонажей, и зрителя) я прав. Видимо, интуитивно я нахожу достаточно точный ход.

Наверное, самое сложное для меня в создании фотографии - это испытание того напряжения, послание импульсов своему герою, когда я уговариваю его стать тем, кем он должен стать на фотографии, и тем, кто мне нужен в конечном итоге. И это не всегда с первого раза получается.

Снимать актёра и снимать режиссёра - в этом нет никакой специфики. Более того, есть актёры, которые не очень умело фотографируются, потому что между киносъёмкой и фотосъемкой большая разница. В кино есть партнёр, есть движение, есть текст. В фотографии ничего этого нет. Единственное, что для меня важно, - интересен мне конкретный человек или нет. Если человек мне не любопытен, я даже не берусь его снимать, потому что знаю, у меня ничего не получится. Ни фантазия, ни эмоции, ни интуиция - ничего не сработает.

С рядом известных западных фотографов я лично не знаком. Но есть фотографы, которых я уважаю, которые мне, скажем так, близки по духу. В своё время, когда я был в Нью-Йорке, я хотел познакомиться с Ричардом Аведоном, но ему это было абсолютно не интересно, и знакомство не состоялось. Мне очень близок и симпатичен был Оливьеро Тоскани. Правда, до того как он стал заниматься вивисекциями и расчленением трупов. А до этого он был удивительный. Такой красивый! Такой жизнерадостный! Просто такой "мой" фотограф, впрочем, как и Ричард Аведон. Но, увы, оба на какой-то стадии - видимо, объевшись этой красотой, потянулись к мусорным бакам, к помойке.

С Аведоном у меня была совершенно потрясающая история. Я мечтал иметь его альбом, долго мечтал, несколько лет. И вдруг так случилось, что он в Америке его выпустил (а стоил тогда аведоновский альбом от 70 до 100 "безусловных" единиц, и было как-то неловко просить человека привезти его мне). И тут приезжает человек из Америки и говорит: "Валер, я тебе привёз альбом Аведона". И когда я его открыл, то подумал: "О Боже! И надо было столько мечтать!" Это был его первый альбом, альбом чудовищного дерьмокопания. Люди Алабамы, глубинки, бомжи, алкаши, ещё что-то. Но это не всё. Буквально спустя месяц мне звонит ещё один человек и говорит: "Валер, я тебе привёз альбом Аведона!"... Теперь у меня два этих альбома, которые я не могу смотреть, потому что они мне мерзки. А вот хорошего Аведона у меня так до сих пор и нет, хотя хороший альбом Хельмута Ньютона мне всё-таки подарили."

Продолжение --> Глазами фотографа Плотникова. Наслаждение творить

Читать ещё о Мастере --> Глазами Валерия Плотникова. ВАЛЕРИЙ ПЛОТНИКОВ о себе

-2

Автор будет рад вашим существенным и интересным дополнениям к публикации в комментариях. Если вы видите ошибку, пишите в комментариях, автор не может знать всё и иногда совершает опечатки: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Не забывайте ставить лайки, делиться в соцсетях, комментировать, соблюдая приличия, и подписываться на канал, если не хотите пропустить новые фотографии Мастера и истории от Екатерины Т.

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах: https://ast.ru/book/vremena-ottepeli-proshli-839056/.

В Москве можно приобрести перед спектаклем в театре Ленком.