Очень часто руководители сталкиваются с сопротивлением сотрудников, когда в компании происходят какие-то изменения - внедряются какие-то процессы, процедуры, системы управления и т.д. Иногда для бурного сопротивления сотрудников хватает, казалось бы, незначительного изменения графика работы. Сотрудники взрываются и тогда руководитель начинает ошибочно думать, что его подчиненные ленивые, им не нравятся правила, им не нравится автоматизация и т.д.
Почему это происходит на самом деле?
Обычно сотрудники говорят, что им не нравится эта CRM, этот регламент и т.д. Но причина на самом деле заключается в совершенно другом. Допустим, есть компания, существующая уже много лет и в ней уже накоплены определенные разногласия, но все равно в ней есть какой-то баланс и как-то все работает. В этой компании есть менеджер Вася и у него так же есть определенные накопленные разногласия, но он все же продолжает работать в этой компании. И тут к Васе приходит руководитель и говорит: "Вася, теперь мы будем работать по-новому, мы с тобой внедрим потрясающую систему управления и у тебя все будет под контролем. Будешь жать на эти кнопочки, там будут составляться такие-то отчеты и твой руководитель будет прозрачно видеть все, чем ты занимаешься и т.д." И тут Вас взрывается: "Какая еще система управления? Кому это надо? Эти системы на самом деле нигде не работают! На самом деле 90% компаний, которые начинают внедрять такие системы, до конца это не доводят, тратят на это слишком вного времени и т.д. и т.п." Руководитель же в этот момент ошибочно полагает, что Вася и правда против систем управления, и начинает пытаться с этим бороться, предоставляя какие-то данные и настроить наладить Васино отношение к системе, а оно не улаживается. Не улаживается не потому, что у Васи негативное отношение к подобным системам, а уже накопленное неудовлетворение по поводу различных вещей в компании.
Какие могут быть несогласия?
Давайте рассмотрим самые распространенные несогласия сотрудников. Вася пришел работать в компанию, ему рассказали о его обязанностях, озвучили его оклад, а так же пообещали рост и перспективы. Таким образом создалась первая проблема, потому что "ПОРАБОТАЙ ЛУЧШЕ - ПОТОМ БУДЕТ БОЛЬШЕ" Вася воспринимает по-своему, а руководитель по-другому.
Что здесь неправильно?
Формулировки "Поработай лучше - будет больше", "Ты поработай - мы посмотрим" или "Будут результаты лучше - будешь зарабатывать больше" - это тикающая бомба, которая тикает и которая взорвется в любой момент. Это не формула, в отношении которой можно достичь согласия.
Как это уладить?
Прежде, чем вводить какие-то организационные изменения, менять регламенты, менять заработные платы, внедрять систему управления, вы должны взять ключевых людей в вашем бизнесе (вы сами поймете кто эти люди) и начинаете с ними общаться. И общаться с ними начинаете с простого - Как дела? Что нравится, что не нравится? А потом вы спрашиваете у этих людей - есть ли какие-то соглашения, которые вы не выполняете по отношению к персоналу, если ли какие-то невыполненные обещания, недовыплаченные деньги. Конечно, иногда уходит некоторое время, чтобы разговорить человека, чтобы человек открылся и т.д. Но если вам все же удастся его разговорить, вы услышите потрясающие вещи. Вы услышите, что этот парень хотел стать руководителем, но не стал. И это не просто его прихоть, а оказывается, это ему когда-то вы или кто-то обещал в случае удачного завершения такого-то проекта. На его место взяли более талантливого специалиста и, возможно, это было верным решением, но с этим парнем вопрос так и остался неулаженным. А теперь вы приходите к нему со своими нововведениями и, конечно, все это начинает выливаться на вас бурным потоком. И вашей задачей как руководителя, является, как минимум, признать этот факт и каким-то образом его компенсировать. Ваши отношения однозначно станут значительно лучше, как только вы вытащите эту затаенную обиду из него.
Это не самый приятный и легкий вопрос для улаживания, но, к сожалению, если мы облажались сами, нет никакого другого способа восстановить хорошие отношения с этим человеком. Бизнес - на самом деле простая область деятельности, в бизнесе принято выполнять то, что обещали, а для сотрудников это особенно важно, потому что вы для них являетесь образцом, вы для них являетесь символом власти.