Этот необычный музей находится в огромном подземном вестибюле станции «Выставочная» под ультрасовременным районом небоскребов Москва–Cити. Благодаря уникальным экспонатам прекрасно видно, как развивался знаменитый Московский метрополитен. Можно изучить его досконально изнутри, открыв для себя немало интересных фактов.
Скажем, сейчас станция «Рижская», спроектированная известными латышскими архитекторами, закрыта на годовую реконструкцию. Все будет воссоздано так, как задумано первоначально. Кроме того, после окончания ремонта появятся четыре современных эскалатора, что значительно увеличит пропускную способность и повысит комфорт для пассажиров.
Как раз в музее можно в малейших деталях увидеть работу эскалатора, поскольку здесь выставлена его точная мини–копия. Причем действующая. Особенно в большом восторге дети, которые, как известно, всегда любят все разбирать, чтобы понять устройство какой–нибудь игрушки. А тут в роли одной большой игрушки выступает целое метро!
Мировой лидер
Московская подземка была открыта еще 15 мая 1935 года. Сегодня без нее, конечно, уже невозможно представить гигантский мегаполис. Это уже основа всей московской транспортной системы, которая связывает центр с промышленными районами и жилыми массивами.
Среди предприятий городского пассажирского транспорта доля метрополитена на сегодняшний день составляет уже 56%, то есть он перевозит свыше половины всех москвичей и гостей столицы. В будни услугами невероятно разросшейся подземки пользуются 9 миллионов человек.
Средняя величина одной поездки составляет 14,5 км. Ежедневно по 15 линиям курсируют 12 тысяч поездов. Средняя их скорость (с учетом остановок) составляет 41,61 км/ч. При этом обеспечивается минимальный интервал в 90 секунд.
А значит, если не успел на поезд, ты особенно не волнуешься — знаешь, что всего–навсего через полторы минуты прибудет следующий состав. Классно, что всегда можно точно рассчитать, сколько тебе нужно времени, чтобы куда– либо добраться.
По интенсивности движения и объемам перевозок Московский метрополитен давно уже занимает первое место в мире. А еще он обеспечивает работой 60–тысячный коллектив. Многие станции являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством.
Среди музейных экспонатов можно увидеть уникальную будку стрелочника «Охотного Ряда». Такие ответственные посты располагались у всех стрелок с момента открытия самой первой линии метро в 35–м году и вплоть до середины 50–х годов прошлого века.
Дежурные несли неусыпную вахту в круглосуточном режиме. В перерывах между проходящими поездами они тщательно осматривали стрелочные переводы, которые управлялись централизованно из диспетчерского пункта.
В случае малейшей неисправности работник должен был оперативно перевести стрелку вручную. Понятное дело, ошибка тут была совершенно недопустима.
Как часы
Сегодня необходимость в массовых круглосуточных дежурствах отпала, поскольку появились новые технические средства, которые в нужный момент переводят стрелки автоматически.
К тому же из–за резкого увеличения интенсивности движения интервалы между поездами настолько сильно сократились, что уже чисто физически невозможно что–либо проконтролировать на глазок.
То, что сегодня Московский метрополитен работает как часы, вовсе не является преувеличением. Недаром он занимает стабильное первое место в мире не только по интенсивности движения и объемам перевозок, но и по сверхнадежности всей системы.
С другой стороны, ясно, что даже малейший сбой может вызвать немалые неприятности. Ведь четверть всех станций ежедневно обслуживает более 50 тысяч пассажиров.
А некоторые из них (скажем, «Комсомольская», «ВДНХ», «Бауманская», «Щелковская», «Выхино» и др.) ежедневно «переваривают» до 140 тысяч человек.
Что касается музея, то он открылся в ноябре 1967 года стараниями энтузиастов — ветеранов труда Московского метрополитена, которые буквально по крупицам собирали экспонаты: документы, фотографии, образцы различной ретротехники и всевозможного оборудования, уже снятого с эксплуатации.
Многие предметы были переданы в дар частными лицами. Экскурсовод обратил внимание на то, что на будке стрелочного поста «Проспект мира» надпись закрашена.
Дело в том, что до 20 июня 1966 года станция носила название «Ботанический сад» — по находящемуся поблизости Ботаническому саду МГУ.
Станция–рекордсмен
Впрочем, «Проспекту мира», оказывается, еще повезло. А наибольшее количество раз переименовывали ближайшую к Красной площади станцию «Охотный Ряд».
Она была как раз открыта 15 мая 1935 года в составе самого первого участка московской подземки, который состоял из 13 остановок. Потом ее переименовали в честь Лазаря Кагановича, сподвижника И. В. Сталина.
Затем она вновь стала «Охотным Рядом». А потом превратилась в «Проспект Маркса». Но сейчас снова называется «Охотным Рядом».
Интересная деталь: в знаменитом оскароносном фильме «Москва слезам не верит» можно увидеть старое название «Охотный Ряд». Хотя картина снималась уже в то время, когда станция была переименована в «Проспект Маркса».
Кинорежиссер Владимир Меньшов сделал это специально, чтобы подчеркнуть время действия: 1958 год. Впрочем, дотошные москвоведы заметили, что съемки проходили вовсе не на самом «Охотном Ряду», а на станции «Новослободская», где прикрепили «чуждое» название.
В музее обращает на себя внимание и внушительный макет бронепоезда БП–43. Этот состав был построен для фронта на деньги, собранные с января по март 1943 года коллективами различных подразделений Московского метрополитена.
Общая сумма пожертвований превысила 700 тысяч рублей. Патриотический порыв высоко оценил Иосиф Сталин: его личную благодарность зачитали 21 марта 1943 года на многолюдном митинге, на котором бронепоезд торжественно передали командованию 60–го отдельного дивизиона.
А экипажу строители дали наказ «не щадя жизни, бить проклятых гитлеровских извергов». Сразу после митинга «крепость на колесах» отправили на Курскую дугу. В состав экипажа были зачислены и 58 работников самого Московского метрополитена.
В честь легендарного бронепоезда в метро запустили именной пассажирский состав «Курская дуга», который ходит по Сокольнической линии, напоминая о подвиге времен Великой Отечественной войны. Если окажетесь в Москве, советую заглянуть в музей. Уверен, не пожалеете!
Все фото автора.
Читайте другие статьи о Москве:
Воздушное такси для Москвы прошло испытание
Почему москвичи выбирают гостевой брак
Музей "первого восстания" прибалтов против России
Какова судьба витражей павильона на ВДНХ
Почему рижане рвутся именно в Москву
См. видео
Интересные экспонаты в Музее Московского метро