Абдулла Суриосуброто (Abdullah Suriosubroto, 1878-1941) – индонезийский художник из города Семаранг (Semarang ), один из последователей натуралистического стиля основателя современной живописи Индонезии Радена Салеха.
Абдулла был приемным сыном одного из выдающихся фигур национального пробуждения начала 1900-х гг., основателя первой национальной общественно-политической организации «Буди Утомо» – Доктора Вахидина Судирохусодо (Wahidin Sudirohusodo, 1857-1917). Буди Утомо ( Budi Utomo – высокая цель) была учреждена 20 мая 1908 года в городе Батавия, основной целью которой было развитие «туземной» торговли, сельского хоз-ва и т.д., а также выступала за равенства прав индонезийцев с европейцами. День создания организации отмечается в Индонезии как «День национального пробуждения».
Абдулла был отправлен в Нидерланды изучать медицину, но его душа тянулась к живописи, поэтому, бросив медицину, Абдулла там же пошел в художественную школу.
По возвращению в Джакарту Абдулла продолжил заниматься живописью. К сожалению, о его личной и творческой жизни известно очень мало. Абдулла действительно был одним из первых выдающихся художников Индонезии 20-го века. А любимым предметом его живописи была природа.
Творчество художника относится к периоду «Прекрасная Ост-Индия» (Mooi Indiё), когда художники писали местные пейзажи, так как картины с пейзажем пользовались большой популярностью среди туристов.
В дальнейшем сын Суриосуброто - один из величайших художников Индонезии – Басуки Абдуллах ( Basuki Abdullah ) критиковал живопись посвященную «Прекрасной Ост-Индии» Суриосуброто, говоря, что скоро у художника закончатся предметы для вдохновения и написания картин.
Всего у художника было трое сыновей, которые также занимались искусством. Старший сын Триджото Абдулла ( Trijoto Abdullah) стал именитым скульптором, а средний - Суджоно Абдулла ( Sudjono Abdullah) и младший Басуки Абдулла ( Basoeki Abdullah ) – стали художниками.
Впоследствии же именно Суриосуброто и его коллеги в действительности начали уходить от живописи на тему «Прекрасная Ост-Индия», что отразилось и на количестве производимых картин.
Суриосуброто был учеником Пирнгади (Pirngadi, 1875-1936), чей стиль живописи напоминал натуралистический стиль Радена Салеха, но уже выделялся меньшей интенсивностью.
Абдулла большую часть времени проводил в таких городах, как Соло, Бандунг и Джокьякарта, чтобы быть ближе к природе. Но затем он решил остаться в Джокьякарте и продолжал работать там до конца своей жизни. Умер художник в 1941 году, когда ему было 63 года.
Суриосуброто писал как маслом, так и акварелью. Пейзажи художника наполнены романтизмом и реализмом.
Работы, выполненный акварелью, отличаются экспрессивными линиями кисти, изображающие невероятные детали предмета. Например, вблизи можно разглядеть четкие детали дерева: его форму, цвет, особенность. Позже на других своих картинах Суриосуброто начал изображать деревья в виде зеленых пятен.
Дополнительные источники:
Больше про Буди Утомо
История Буди Утомо на индонезийском