Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Призрак замка Моррисвиль (1966)

Если не знать заранее, каков «Призрак замка Моррисвиль», при просмотре можно впасть в недоумение (и некоторые впадают): что за нелепый детектив? Хотя конечно никакой это не детектив, а довольно умная, стильная и толково выполненная пародия на бульварные детективчики в «чисто английском» и готическом духе.

Уж как я смеялся лет тридцать назад. Сегодняшний молодой зритель так ржать не будет. Нынче пародии делают ставку на тупые шутки и непрерывный ржач, а не на умное высмеивание. Старый чешский «Призрак замка Моррисвиль» смешит не животики, не голосовые связки, а ум. На первом месте в нем не комичные сценки, а тонко высмеянные стереотипы.

Здесь присутствует полный набор «чисто английского убийства»: лорд, замок, глупая самоуверенная полиция, умный частный следователь, вышколенный дворецкий, чопорная невозмутимость, тайные ходы, лабиринты и даже призрак. Каждый элемент присутствует в виде пародии. Не ржачной, а пародии с серьезным лицом. Эта-то серьезность и добивает.

На свадьбу сэра Морриса прибывает журналист Аллен Пинкертон. И тут же начинаются криминальные события – раз за разом на сэра Морриса совершаются покушения. Одно нелепее другого.

-2

С самым серьезным видом за расследование берется присутствующий здесь же инспектор Скотланд-Ярда. Разумеется, глупый и нелепый, но с той же серьезной физиономией. Аллен Пинкертон обнаруживает массу улик и доводит дело до победного конца.

Наиболее удачна фигура дворецкого Джона. Торжественно-невозмутимый, всегда на шаг впереди пожеланий присутствующих, касаются ли они подачи блюд или организации похорон еще не убитого лорда. Его не собьет с толку ни упавший предмет, ни просвистевшая мимо уха пуля.

Лирический герой, разбавляющий это чопорное болото, сбежавший из тюрьмы рецидивист Мануэль Диас. Он охотится за наследством сэра Морриса. За ним охотятся инспектор, Аллен Пинкертон и призрак. И все бегают друг за другом по лабиринтам тайных ходов замка, забыв про исчезнувший труп (или не труп) сэра Морриса.

-3

Юмора добавляет закадровый голос, тревожным тоном драматизирующий каждый момент. Драматизм доводится до абсурда. Над этим могли смеяться раньше, когда юмор еще не скатился до половой или сортирной темы. Насколько же «Призрак замка Моррисвиль» умен и изящен даже на вершине стеба. Сегодня так не снимают, сегодня всё куда грубее и тупее.

Конечно радовал советского зрителя и «эротический» эпизод с раздетой до трусиков и лифчика чехословацкой красавицей. Ох, и будоражила она умы неокрепшие.

Хорошее, легкое, старое, доброе, умное кино. Больше такого не будет.

8 из 10

-------------

Публикации на тему:

Фильм "Лимонадный Джо"

Фильм "Адела еще не ужинала"