Фильм-пародия того же ряда, что и «Призрак замка Моррисвиль», «Лимонадный Джо», легенды советского проката. Режиссер у «Аделы» тот же, что и у «Лимонадного Джо». Актерский состав пересекается самым плотным образом. Правда, прошло больше 10 лет, многие постарели, но еще узнаются.
На этот раз советский зритель имел дело с пародией на бульварные детективы. Сложно отделаться от ощущения, что некоторые поздние комедии выросли именно из «Аделы». Такой ставший распространенным сюжет.
Бравый, проницательный, сверхумный и эффективный иностранный сыщик прибывает в некую страну (здесь: в Чехию) расследовать некое преступление. Он сталкивается с местными нравами, обычаями, людьми, которые своей нелепостью, гротеском оказываются порой лучше и эффективнее его способностей.
Легкое подтрунивание над национальными особенностями, ироничная гордость за страну и здоровый сарказм – отличительные особенности жанра. Не знаю, как кто, а я в таких случаях вспоминаю «Дежавю» 1989 года – его я посмотрел раньше, чем «Адела еще не ужинала».
Время действия в «Аделе» рубеж XIX и XX веков. Звезда американского частного сыска Ник Картер прибывает в какую-то малоизвестную нормальным людям Прагу («Где эта Прага?» «В Вене»). Здесь ему в напарники выдается местный полицейский комиссар Ледвина (в артисте узнается постаревший Швейк из чешской экранизации).
Ледвина и воплощает чешский дух, над которым подтрунивают авторы. В этом смысле его роль оказывается не менее важной, чем у Картера. Первое, чем отмечается Ледвина, это экскурсия по достопримечательностям Праги. Правда, по мнению комиссара, все достопримечательности являются кабачками, в которых подается пльзеньское пиво. Надо заметить, мистер Картер оценил экскурсию по достоинству и к ее концу едва держался на ногах.
Но пора браться за дело. Разумеется, оно должно быть абсурдным. Поначалу думали, исчез муж высокородной дамы, оказалось – собака. Но как она исчезла из запертой комнаты? Если бы не Ледвина, в любом положении умудряющийся поедать колбаски, дело бы так и прояснилось. Цветок высокородной дамы съедает колбаску Ледвины. Вот гад! Видимо, он и собаку сожрал.
Дальше театр абсурда ширится, но не переходит за грань. Картеру и Ледвине важно выйти на преступного гения Садовника. Безумный ученый выращивает гигантский плотоядный цветок, который должен сожрать его врагов. У меня дочь сказала: о, Бушрут из «Черного плаща». Садовника, кстати, играет Хогофого из «Лимонадного Джо».
Надо ли говорить, что большую часть времени в «Аделе» высмеиваются детективные штампы. Роковые красотки, преступные гении, эрудированные сыщики-джентльмены, погони и перестрелки, суперагентское спецснаряжение. И как можно больше нелепостей, контрастов, парадоксов.
При этом, на мой вкус, «Адела» получилась более сбалансированной и менее гротескной, чем «Лимонадный Джо». Это плюс. В то же время «Призрак замка Моррисвиль» более стильный, изящный. Чопорные британцы пародируются удачнее эффективных американцев и простодушных чехов.
7 из 10
Ах да, для тех, кто не смотрел: Адела – тот самый плотоядный цветок. И она еще не ужинала.