Найти тему
Круто об искусстве

Последнее крупное полотно Ренуара на тему современной французской жизни.

Пьер Огюст Ренуар "Зонтики", 1881-1886. Лондонская Национальная галерея, Лондон.
Пьер Огюст Ренуар "Зонтики", 1881-1886. Лондонская Национальная галерея, Лондон.

"Мы бросили тюбики с черной краской в Сену" - сказали однажды студенты Ренуару, чем поставили его в ступор.

Пьер Огюст Ренуар - не типичный импрессионист или даже почти что и не импрессионист (он принял участие всего лишь в четырех выставках импрессионистов из восьми, а в чистой импрессионистической манере работал от силы лет 10, писал как на пленэре, так и в мастерской, и вообще был сам себе на уме).

Дело в том, что искусство XIX столетия - это история быстро сменяющих друг друга тенденций (как, впрочем, и весь век XX). И чтобы хоть как-то систематизировать всю массу художников, работавших в это столетие (и в двадцатое), были придуманы некие рамки, ныне именуемые "измами".

Рамки эти, конечно, довольно условные. Но, если Мане и Дега совсем не вписываются в импрессионистическую тенденцию, то Ренуар выписывается, коряво, с оговорками, но вписывается.

И вот его "Зонтики" (1881-1886) - симфония черного, где от черного, в общем-то, осталось совсем немного, ибо в зависимости от освещения (та самая игра света, которую так любили импрессионисты) этот черный становится то темносиним, то пепельным, то темносерым, с желтыми бликами, с голубыми... - каким угодно, только не черным (и в этом плане тюбики с черной краской действительно не так уж и нужны, поскольку гамма составляется при помощи другой колористической подборки цветового спектра).

Картину Ренуар создавал в два этапа с разрывом в 5 лет и уже с этого момента можно было бы говорить о том, "ну и где же тут то самое импрессионистическое впечатление?".

Но оно есть! Это вся правая часть холста. Посмотрите на воздушные фигуры девочек, их мамы и удивленной женщины за ней: нечеткие контуры, выразительные мазки, сияющие от бликов света лица (совершенно отточенный импрессионизм).

-2
-3

Затем Ренуар уезжает в Италию и, конечно же, не остается к ней равнодушен, особенно к помпеянским фрескам и искусству Ренессанса.

Вернувшись, он в корне переписывает левую часть холста и, в первую очередь, фигуру молодой барышни.

1️⃣ Переодел даму в соответствии с модой 1886 года (тогда как правые леди изображены еще по моде 1881).

Но самое важное:

2️⃣ Фигуры девушки с корзинкой и мужчины за ней ОБЪЕМНЫ - они более не парят в пространстве холста, но твердо стоят на земле (действует сила притяжения). Это очень ренессансные фигуры. Плотные, осязаемые, правдивые, в конце концов (а не импрессионистический мираж, который, конечно, тоже есть реальность, но мираж).

-4

3️⃣ Есть устоявшееся мнение, что Ренуар - это всегда про радость. Но вот его "Зонтики" и вот его прелестница с корзинкой, и она совсем не выглядит счастливой (так и хочется сказать, потому что она из другой эпохи).

Лицо ее отмечено печатью усталости, а глаза овеяны грустью (еще и склоненная на бок голова - здравствуйте, господин, Боттичелли с вашими всегда полными затаенной печали образами).

Но как радостно и свежо озаряет свет бледное усталое личико девушки! И это тоже импрессионизм, потому что только импрессионизм может ТАК видеть свет.

И именно этот солнечный блик служит тем связующим компонентом картины, который не дает разорваться общему целому, сохраняя гармонию и естественность, вопреки разности правой и левой частей.

А вообще, это, конечно, очень "сделанная" картина, где от сиюминутности остается только иллюзия этой сиюминутности.

-5

Все строится на взглядах - мужчина смотрит на даму с детьми, которая смотрит на своего ребенка. Девочка, в свою очередь, смотрит как бы на нас, но развернута к ней, той, которая уже такая плотная и реальная.

И она, та самая грустная ренессансная барышня, смотрит на нас, пытаясь вроде как улыбнуться. И это уже совсем реализм, потому что в этом и состоит реальность - рутина, от которой устаешь и над которой, вопреки всему, пытаешься подняться.

Поэтому между девушкой с корзиной и толпой сзади целая пропасть, практически вселенских масштабов - идилия и радость против реальности. Это принципиально иной мир - не плохой и не хороший, а настоящий, который не выбирают.

Но который можно так искусно приукрасить и обогатить симфонией зонтиков (кстати, У ТОЙ ДРУГОЙ, ЗОНТИКА В РУКАХ НЕТ).

-6
-7
-8