Найти тему
Terabit Digital

Разработка цифровых продуктов: инхаус или аутсорс?

Практически все предприниматели, стартапы, маркетологи сталкиваются с необходимостью разработки проектов в цифровом пространстве. И здесь часто встает вопрос: сформировать для этих целей собственную команду инхаус или отдать задачу на аутсорс внешней команде в агентство или веб-студию.

На первый взгляд разработка инхаус выглядит более надежным вариантом. Кажется, что вы формируете команду, которая будет всегда на виду, на связи 24/7 и максимально погружена в продукт. В реальности все намного сложней: о подводных камнях и того и другого подхода расскажем в этой статье.

Для того чтобы оценить инхаус и аутсорс-форматы работы над проектами достаточно оценить их по трем ключевым параметрам:

Компетенции

Любой инхаус-команде нужны опыт по управлению проектом, компетенции в оценке и найме разработчиков. Если в вашей компании специалистов с такими опытом и компетенциями нет, то инхаус-разработка будет рискованной авантюрой.

Экспертность в аутсорс-командах нарабатываются годами, а за подбор разработчиков отвечают HR-специалисты, имеющие соответствующие компетенции и хорошо ориентирующиеся в рынке. У аутсорс-команд в агентствах и продакшнах достаточно опыта, чтобы подобрать специалистов нужного уровня и специализации под конкретный проект, а при необходимости оперативно нанять таковых на рынке.

Рентабельность

Чтобы расходы на инхаус-команду были рентабельны, вам необходимо обеспечить ее постоянной загрузкой, что невозможно в принципе, особенно на начальных этапах проекта. 100% загрузкой своих сотрудников не могут обеспечить даже агентства: время «простоя» в них часто варьируется пределах 30%. В инхаус-проектах этот показатель растет от 30% и выше.

Нужно понимать, что хорошие специалисты не всегда соглашаются на «серые» схемы оплаты труда. Им важно, чтобы их отношения с работодателем регламентировались трудовым законодательством. Поэтому, нанимая разработчика в штат с зарплатой в 150-250 тысяч рублей, будьте готовы, что за счет налогов ваши расходы на него, как работодателя могут вырасти на 43-47%, то есть платить вы будете уже около 214-367 тыс. рублей.

Кроме того, при формировании собственной инхаус-команды вам придется разбираться с различными юридическими тонкостями. Дело в том, что код или элементы дизайна являются результатом авторской работы. Важно грамотно оформить договорные отношения, в которых будет предусмотрено отчуждение прав в вашу пользу на все части кода или элементы дизайна.

В противном случае, человек, который написал код, может заявить, что он принадлежит ему, вместе с технологией, которая на нем основана. Может продать его третьим лицам или уйти и основать свой собственный стартап – сделать с этим что-либо будет сложно.

В случае с аутсорс-командами, есть возможность выполнять конкретные работы в рамках имеющегося бюджета. Не нужно оплачивать полноценный рабочий месяц сотруднику, услуги которого необходимы на ограниченное количество часов.

Оценить рентабельность не так сложно: составьте 2 сметы по одному и тому же проекту и вы поймете, что любой инхаус-проект будет стоить в среднем на 30% дороже.

Пример

Рассчитаем стоимость разработки сайта с каталогом и четырьмя филиалами с собственным фирменным стилем каждый и уникальным калькулятором химической стойкости.

В первой таблице приведены расчеты на разработку проекта аутсорс-командой в агентстве или веб-студии. Смета составлена в человеко/часах, которые затем переводятся в деньги – такую смету получает заказчик и уже на этапе пресейла понимает во сколько ему обойдется проект.

Таблица 1. Расчет стоимости разработки проекта аутсорс-командой
Таблица 1. Расчет стоимости разработки проекта аутсорс-командой

Во второй таблице – оценка стоимости специалистов, которые понадобятся, чтобы разработать проект инхаус. Здесь важно отметить, что заработная плата выплачивается сотрудникам ежемесячно и в полном объеме, вне зависимости от уровня их загрузки.

Таблица 2. Расчет стоимости разработки проекта инхаус-командой
Таблица 2. Расчет стоимости разработки проекта инхаус-командой

Даже с учетом того, что при расчетах не были учтены расходы на найм и увольнение сотрудников, обустройство рабочих мест, управленческие риски и консультации SEO-специалистов и маркетолога, да и зарплаты указаны не самые высокие – стоимость инхаус-разработки вышла дороже.

Результат

Главный риск в работе с инхаус-командами заключается в том, что можно вложить в них много времени, денег, сил, а на выходе так и не получить результат.

Аутсорс-разработка будет наиболее адекватным выбором: вы, как заказчик, несете меньше рисков и оплачиваете только результат. «Есть работа – платишь, нет – не платишь».

Выводы:

Инхаус-команду лучше собирать только тогда, когда:

– стратегия продукта уже определена;

– проект входит в стадию перманентного развития и масштабирования;

– у проекта есть стабильное финансирование и первые пользователи.

Эта команда будет глубоко погружаться уже в сформированный продукт, непрерывно искать возможности его развития и улучшения. Ярким примером могут служить такие проекты как hh.ru, airbnb – сложно представить, чтобы они могли адекватно расти, развиваться и поддерживаться без собственной продуктовой команды.

А на старте, пока гипотезы по развитию продукта еще не подтверждены – дешевле и безопаснее с точки зрения рисков разрабатывать продукт на аутсорсе.

Подходите к выбору с умом!