Привет, друзья!
Если ваше хобби фудфотография и вы задумались о съемке с искусственным светом - статья для вас.
Кратко расскажу какое стартовое оборудование понадобится и зачем.
А сначала о плюсах ИО
1. Можем снимать в любое время дня и не зависим от света из окна и его качества
2. Одинаковый светотеневой рисунок на всей серии кадров. Естественное освещение (ЕО) такой роскоши не дает - зайдет туча или выйдет яркое солнце, крутой естественный свет потерян
3. Коммерческие съемки = искусственный свет. Да, не всегда. Некоторым заказчикам подходит результат с ЕО, но рано или поздно все равно встанет вопрос о съемке с ИО
4. Возможность самим управлять светом в кадре и настраивать нужные световые схемы. Например, с несколькими источниками света
Итак. Какой комплект оборудования нужен для съёмки фудфото с ИО?
1. Источник ИО. Один или несколько. Количество - вопрос комфорта. Вполне можно обойтись одним источником + отражатель, но намного удобнее снимать сразу с двумя источниками ИО без отражателя.
2. Радиосинхронизатор или синхрокабель - нужны для синхронизации камеры и вспышки на источнике ИО.
Вот так выглядит вспышка (источник ИО)
Есть лампа для пилотного (постоянного света) - она маломощная, дает желтый свет и в большинстве случаев не подходит для съёмки, ее главная задача осветить съемочную площадку если в помещении темно и камере сложно сфокусироваться на объекте съемки
Есть лампа импульсного света - она как раз и "пыхает" долю секунды и наша задача поймать этот момент чтобы успеть снять свой кадр (для "поимки" нужен синхронизатор)
Так выглядит стойка на которую мы крепим вспышку
Вспышка крепится на стойку, с помощью кабеля подключается к сети. И на вспышку затем надевается светоформирующая насадка.
В фудфотографии и для большинства студийных съемок главный вид насадок это софтбокс - а-ля "палатка" с зеркальными стенками внутри и основанием из белой ткани. Софтбокс нужен чтобы при срабатывании вспышки получить мягкий рассеянный свет. Самые популярные размеры 90*60 см (еще покупают 50*70 см и 60*60 см)
Еще для фудфото актуально использование стрипбоксов - это вытянутые софтбоксы с соотношением сторон больше чем 1 к 3. Стрипы нужны для съёмки вытянутых бликующих поверхностей (бутылок и бокалов), чтобы по итогу съемки получить вытянутые узкие блики на поверхности стекла (обычный софтбокс даст прямоугольный или квадратный блик который будет выглядеть ненатурально и перетягивать внимание от главного героя).
Лайфхак! можно взять черную непрозрачную твкань или картон и закрыть половину белой части софтбокса чтобы бесплатно получить стрипбокс.
Еще важный момент! Идеально если софтбокс будет раскладной - удобно хранить дома и возить с собой на съемки. Раньше большинство конструкций были не раскладными - металлическая основа + 4 спицы + тканевая насадка и белая ткань. Разбирать и собирать их совсем не вариант. Мои софтбоксы не раскладные и они еле-еле влезают в машину.
Насадка - рефлектор. Их используют для создания направленного пучка света. Нужны под конкретную задачу, поэтому для большинства съемок можно обойтись софтбоксами
Оборудование для синхронизации вспышки и камеры.
Тут два варианта: синхрокабель или радиосинхронизатор.
С кабелем все просто. Соединяет камеру и моноблок вспышки. Не у всех камер есть разъем под синхрокабель. С кабелем может быть неудобно работать если вы снимаете с рук и перемещаетесь по съемочной площадке, но он выручит если по каким-то причинам у вас начал барахлить радиосинхронизатор на съемке.
Радиосинхронизатор - осуществляет передачу сигнала между приемником (подключается к вспышке) и передатчиком (подключается к камере).
Есть разные виды радисинхронизаторов. На картинке ниже самый простейший, а есть варианты с кнопками управления на передатчике - можно управлять пилотным (постоянным сетом) и менять мощность вспышки. Есть еще синхронизаторы которые могут автоматически настроить мощность камеры в зависимости от выбранного при съемке значения диафрагмы.
И да, самой простой модели достаточно для комфортной съемки.
Итого мы собираем комплект из стойки + вспышка + насадка софтбокс, включаем в сеть, подсоединяем приемник радиосинхронизатора, ставим на камеру передатчик радиосинхронизатора и можем работать с комплектом искусственного света. Все просто.
Я использую комплект из двух источников (второй источник с меньшей мощностью - он играет роль отражателя). Выглядит он примерно так:
Вот так выглядит мой свет во время работы: