Найти в Дзене
Фотография и еда

Какое оборудование нужно для съемки фудфото с искусственным светом?

Привет, друзья!

Если ваше хобби фудфотография и вы задумались о съемке с искусственным светом - статья для вас.

Кратко расскажу какое стартовое оборудование понадобится и зачем.

Это мой первый кадр снятый с искусственным светом. Один источник слева, снимала в девять вечера и чувствовала себя всемогущей :)
Это мой первый кадр снятый с искусственным светом. Один источник слева, снимала в девять вечера и чувствовала себя всемогущей :)

А сначала о плюсах ИО

1. Можем снимать в любое время дня и не зависим от света из окна и его качества

2. Одинаковый светотеневой рисунок на всей серии кадров. Естественное освещение (ЕО) такой роскоши не дает - зайдет туча или выйдет яркое солнце, крутой естественный свет потерян

3. Коммерческие съемки = искусственный свет. Да, не всегда. Некоторым заказчикам подходит результат с ЕО, но рано или поздно все равно встанет вопрос о съемке с ИО

4. Возможность самим управлять светом в кадре и настраивать нужные световые схемы. Например, с несколькими источниками света

Итак. Какой комплект оборудования нужен для съёмки фудфото с ИО?

1. Источник ИО. Один или несколько. Количество - вопрос комфорта. Вполне можно обойтись одним источником + отражатель, но намного удобнее снимать сразу с двумя источниками ИО без отражателя.

2. Радиосинхронизатор или синхрокабель - нужны для синхронизации камеры и вспышки на источнике ИО.

Вот так выглядит вспышка (источник ИО)

Есть лампа для пилотного (постоянного света) - она маломощная, дает желтый свет и в большинстве случаев не подходит для съёмки, ее главная задача осветить съемочную площадку если в помещении темно и камере сложно сфокусироваться на объекте съемки

Есть лампа импульсного света - она как раз и "пыхает" долю секунды и наша задача поймать этот момент чтобы успеть снять свой кадр (для "поимки" нужен синхронизатор)

Источник фото falcon-eyes.ru. Взяла первую попавшуюся модель, принцип работы и внешний вид у них похожий
Источник фото falcon-eyes.ru. Взяла первую попавшуюся модель, принцип работы и внешний вид у них похожий
Источник фото falcon-eyes.ru. Подписала все элементы управления вспышкой. На большинстве моделей они одинаковы
Источник фото falcon-eyes.ru. Подписала все элементы управления вспышкой. На большинстве моделей они одинаковы

Так выглядит стойка на которую мы крепим вспышку

Источник фото falcon-eyes.ru. В сложенном виде стойки довольно компактные. На фото видно что есть два крепления для регулировки высоты стойки
Источник фото falcon-eyes.ru. В сложенном виде стойки довольно компактные. На фото видно что есть два крепления для регулировки высоты стойки

Вспышка крепится на стойку, с помощью кабеля подключается к сети. И на вспышку затем надевается светоформирующая насадка.

В фудфотографии и для большинства студийных съемок главный вид насадок это софтбокс - а-ля "палатка" с зеркальными стенками внутри и основанием из белой ткани. Софтбокс нужен чтобы при срабатывании вспышки получить мягкий рассеянный свет. Самые популярные размеры 90*60 см (еще покупают 50*70 см и 60*60 см)

Вот так выглядит конструкция из стойки + вспышка + софтбокс. Источник фото falcon-eyes.ru
Вот так выглядит конструкция из стойки + вспышка + софтбокс. Источник фото falcon-eyes.ru

Еще для фудфото актуально использование стрипбоксов - это вытянутые софтбоксы с соотношением сторон больше чем 1 к 3. Стрипы нужны для съёмки вытянутых бликующих поверхностей (бутылок и бокалов), чтобы по итогу съемки получить вытянутые узкие блики на поверхности стекла (обычный софтбокс даст прямоугольный или квадратный блик который будет выглядеть ненатурально и перетягивать внимание от главного героя).

Вот так выглядит конструкция из стойки + вспышка + стрипбокс. Источник фото falcon-eyes.ru
Вот так выглядит конструкция из стойки + вспышка + стрипбокс. Источник фото falcon-eyes.ru

Лайфхак! можно взять черную непрозрачную твкань или картон и закрыть половину белой части софтбокса чтобы бесплатно получить стрипбокс.

Еще важный момент! Идеально если софтбокс будет раскладной - удобно хранить дома и возить с собой на съемки. Раньше большинство конструкций были не раскладными - металлическая основа + 4 спицы + тканевая насадка и белая ткань. Разбирать и собирать их совсем не вариант. Мои софтбоксы не раскладные и они еле-еле влезают в машину.

Насадка - рефлектор. Их используют для создания направленного пучка света. Нужны под конкретную задачу, поэтому для большинства съемок можно обойтись софтбоксами

Вот так выглядит рефлектор. Источник фото falcon-eyes.ru
Вот так выглядит рефлектор. Источник фото falcon-eyes.ru

Оборудование для синхронизации вспышки и камеры.

Тут два варианта: синхрокабель или радиосинхронизатор.

С кабелем все просто. Соединяет камеру и моноблок вспышки. Не у всех камер есть разъем под синхрокабель. С кабелем может быть неудобно работать если вы снимаете с рук и перемещаетесь по съемочной площадке, но он выручит если по каким-то причинам у вас начал барахлить радиосинхронизатор на съемке.

Вот так выглядит синхрокабель. Источник фото falcon-eyes.ru
Вот так выглядит синхрокабель. Источник фото falcon-eyes.ru

Радиосинхронизатор - осуществляет передачу сигнала между приемником (подключается к вспышке) и передатчиком (подключается к камере).

Есть разные виды радисинхронизаторов. На картинке ниже самый простейший, а есть варианты с кнопками управления на передатчике - можно управлять пилотным (постоянным сетом) и менять мощность вспышки. Есть еще синхронизаторы которые могут автоматически настроить мощность камеры в зависимости от выбранного при съемке значения диафрагмы.

И да, самой простой модели достаточно для комфортной съемки.

Вот так выглядит радиосинхронизатор. Источник фото falcon-eyes.ru. Левая часть питается от мизинчиковых батареек и подсоединяется к вспышке, правая часть питается от батареек-таблеток (маркировка будет на упаковке) вставляется в горячий башмак камеры, на ней кнопка для проверки срабатывания вспышки
Вот так выглядит радиосинхронизатор. Источник фото falcon-eyes.ru. Левая часть питается от мизинчиковых батареек и подсоединяется к вспышке, правая часть питается от батареек-таблеток (маркировка будет на упаковке) вставляется в горячий башмак камеры, на ней кнопка для проверки срабатывания вспышки

Итого мы собираем комплект из стойки + вспышка + насадка софтбокс, включаем в сеть, подсоединяем приемник радиосинхронизатора, ставим на камеру передатчик радиосинхронизатора и можем работать с комплектом искусственного света. Все просто.

Я использую комплект из двух источников (второй источник с меньшей мощностью - он играет роль отражателя). Выглядит он примерно так:

Источник фото falcon-eyes.ru
Источник фото falcon-eyes.ru
Вот так выглядит комплект в разобранном виде. Источник фото falcon-eyes.ru. Обратите внимание на металлические основы, спицы и тканевые насадки на софтбоксы - такой вариант только собрать один раз и больше не разбирать.
Вот так выглядит комплект в разобранном виде. Источник фото falcon-eyes.ru. Обратите внимание на металлические основы, спицы и тканевые насадки на софтбоксы - такой вариант только собрать один раз и больше не разбирать.

Вот так выглядит мой свет во время работы:

-12