Найти в Дзене
Исторические сражения

Фотографии войны, ставшей трагедией для страны с сильнейшей армией. Вступление

Франко-прусская война 1870-71 годов сегодня почти забыта в мире. Но только не во Франции. Просто эти десять месяцев и их долгосрочные последствия так перетряхнули жизнь в стране, что даже искусство кардинально перестроилось и у старого Аполлона-покровителя появились новые любимчики, а то и какой забытый выдохшийся талант вдруг обнаружил нетронутый источник вдохновения и стал неожиданно востребованным автором. И происходило это в самых разных сферах.

Отвоевавший Мопассан создает целую серию патриотических новелл, сделавших его имя бессмертным. Никому не нужный иллюстратор некоторых романов Жюль Верна Альфонс де Невиль вдруг признается гением и до конца жизни работает, эксплуатируя тему одной войны. Даже заматеревший старина Надар, заставивший людей признавать психологизм в фотографии, ляпает постановочные фото по мотивам жестокой годины и имеет небольшой гешефт. Что же так потрясло страну, которая хоть и получила поражение, но не исчезла с карт и не особо пострадала в финансовом аспекте.

Медицинская служба времен франко-прусской, 1870 год
Медицинская служба времен франко-прусской, 1870 год

Технология немецкой победы разобрана и описана досконально, так что особого внимания уделять ей нет смысла. Попробуем напомнить читателю положение вещей тезисно.

Франция задумала серьезную реформу армии, но почти ничего из разработанного в жизнь не претворила. Пруссия же усиленно работала над вопросом, оттого выглядела на порядок сильнее оппонента. В большинстве сражений тактическое доминирование немецкого командования не оставляло сомнений. Франция же могла парировать волной патриотизма и людским самопожертвованием – довольно слабый аргумент в эпоху пороха и технологий.

Вроде бы у Франции имелись в завидном количестве предки пулеметов – митральезы. Но как ими пользоваться в бою никто еще не представлял. А оружие засекретили так, что иные военнослужащие и не слышали о таком чуде. Даже не представляли, как оно работает. Правда, винтовки бошей, так хорошо показавшие себя в сражениях с Австрией, изрядно устарели. Потому что французская система Шасспо и стреляла дальше, точнее, и позволяла солдату носить больший боезапас. Но вот пушки армии Наполеона III никуда не годились. И новые казнозарядные орудия прусской разработки раскатывали французские батареи в щепу на дистанциях, для них недосягаемых. Собственно, всю войну Бисмарк выиграл артиллерией. Когда прусская пехота натыкалась на плотный огонь французов, они топтались на месте до подхода артиллерии. А уж та мешала вражеских стрелков с землей. И превосходство в личном оружии пехотинца становилось только пилюлей, как-то смягчавшей горечь поражения.

Такая тактика ведения войны не могла не отразиться на ландшафте. И если дрались в поле, то оно вскоре превращалось в большую площадку с кратерами. А если французы пробовали закрепиться в населенном пункте, то большинство тамошних домов быстро теряли окна, кровли, а то и стены. Отчего переходили в разряд нежилых. Так что у проигравшей стороны впечатлений хватало, и уже после войны выпускались многочисленные фотографические альбомы, в которых следы разрухи демонстрировались во всей своей кариесной красе, являя миру оконные глазницы и обугленные чердачные балки.

Обстрелянная площадь Каррузель у сада Тюильри
Обстрелянная площадь Каррузель у сада Тюильри

Особенно крепко пострадал Париж. И причин тому несколько. Во-первых, город попал в осаду. Причем блокада была полной, без щелочки в осадном кольце. Так что жители приели все, вплоть до постояльцев зоопарка. Ну а для приготовления пищи и обогрева использовали не только запасы угля и пиломатериалов, но и деревянные конструкционные элементы некоторых зданий.

Вдобавок немцы настойчиво склоняли парижан к капитуляции, паля нещадно из своих новомодных пушек. Так что окраины Парижа представляли груды щебня. Да и до центра долетало. Вообще, эта осада стоила Парижу 47000 жителей. Конечно, почту доставлять умудрялись (ну основную ее часть) воздушными шарами (не зря же Франция слыла лидером воздухоплавания). И даже говорливый Гамбетта убыл из осажденного города воздушной тропой. Но всех-то горожан не эвакуировать. И городские кварталы в безопасное место не перетащить.

В-третьих, война для парижан подписанием мира не закончилась. Формально военные действия прекратились в феврале 1871 года. А уже в марте вскрылся свой, внутренний нарыв. И началась недолгая эпоха Парижской коммуны. Которая завершилась восьмью днями городских боев. Во время которых что-то из архитектуры пошло на баррикады, а что-то раздолбали версальцы из тех самых устаревших пушек, которые так плохо палили по пруссакам, но так хорошо подходили для демонтажа родных парижских кварталов. Поэтому фотоэкскурсию в ту войну лучше проводить именно в Париже. Потому что в нем одном можно разом рассмотреть все беды и несчастья тогдашней Франции. Ибо "Vae victis!" Право, старики римляне умели емко и образно формулировать главные правила общественной жизни.

Много фотографий в следующих частях: Часть первая, Часть вторая.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала