Найти тему
Андрей Иванов

Самолётные лыжи ч.2

И вот у меня уже появился комплект лыж от Антона Краева!

Модель лыжи:

А вот уже лыжи на самолёте

-2

Кит-набор

-3
-4

Электромеханизм

-5

Сборка

-6
-7

Первые примерки

-8
-9

Установка электромеханизма

-10

На аэродоме сборка и доработка по месту:

-11

Впервые встал на лыжи

-12

Лето ушло на его сборку, в КБ АВИОН друзья помогли их собрать.  И вот осенью я привёз лыжи на аэродром.  Месяц по выходным ушло на изготовление и доводку узлов крепления тросов, пружин и резинок, подбор и регулировку.  Оказывается, помимо основных резинок обязательно должны стоять страховочные троса как спереди так и сзади.  Они должны обеспечивать с одной стороны свободу хода, а с другой спасти самолёт, в случае обрыва резинки или вырыва крепёжного болта. Я знаю несколько случаев аварий, когда порвалась резинка, а страховочного троса не было, и лыжа становилась поперёк потока или переворачивалась вверх полозом. Тормоза… это отдельная тема.  Как будут работать гребёнки?   Только испытания покажут.

Первые пробежки, развороты я начал делать с ещё не подключенными тормозными механизмами.  Радиус разворота на обледенелой ВПП составил под 50м, если в режиме заноса делать разворот, то в 30м укладываешься.   А вот с гребёнками можно спокойно в 7-10м уложиться.  Но на пухляке тормоза не работают!

Первые подлёты для определния положения лыж, проводил с фото и видео фиксацией. Настя Носова очень сильно помогла, снимая положения лыж с параллельно двигающейся машины.

-13

Первые полёты показали, что задранные вверх носки лыж страшно тормозят самолёт.  Он нехотя оторвался от ВПП, а дальше скорость плохо растёт, скороподъёмность 1,5 м/сек….   И это я один в кабине.   Потихоньку набираю 100м, делаю круг и на проходе разгоняю самолёт до 100 миль в час.  Мне нужно посмотреть хватает ли амортизаторов и пружин, чтобы лыжи не хлопали.  Всё в норме.
После посадки докладываю конструктору поведение,  Антон подсказывает как правильно выставить лыжи и как подобрать задние амортизаторы.

Проходит ещё неделя, снова регулировки и облёт.   И опять съёмки с земли.  Сегодня самолёт уже лучше летит, но в процессе регулировок слишком сильно опустили носки у основных лыж. Хорошо что летаем с обледенелой ВПП, там зарывания не будет.

Проходит ещё пару недель, я привожу тандера, которые ставлю на задние троса. Облёт, регулировка, и, вот, можно начинать следующий этап испытаний.  Прошлую неделю стоял мороз, выпало много снега, он очень лёгкий и пухлый.  Будем пробовать садиться и взлетать с него.  К сожалению бруствера на аэродроме не дают выехать на целину, поэтому взлёт с основной ВПП, а далее проход с касанием на целину, оценка как держит самолёт.  Всё в норме, следующий заход уже с посадкой.  Сажусь…  самолёт немного проседает и катится, нос хорошо задран.  Замедляюсь, самолёт немного проседает в снег и останавливается, даю газу - едем вперёд.  Уже хорошо.   Выключаю двигатель и выхожу из самолёта.  Нужно снаружи всё осмотреть.  Только я сошёл с лыжи, как тут же проваливаюсь в снег выше колен. В таком снегу тяжело пройти даже 10м.  А самолёт стоит как на постаменте. Носовая лыжа почти вся наверху, а основные под снегом. Ну что-же, попробуем развернуться и взлететь?

Забираюсь на лыжу, а с неё и в самолёт. Запуск и поехали.   Чтобы разгрузить нос штурвал полностью выбран на себя. Самолёт медленно едет, разворачивается, и вот передо мной впереди 2 км рулёжки.  Даю максимал, мотор выходит на взлётный режим, и самолёт медленно начинает разбегаться, покачиваясь как корабль на огромных волнах.  Выпускаю закрылки на 20 градусов и чувствую как лыжи уже почти вышли на глиссирующий режим!  Пошёл рост скорости и Цессна отрывается от земли. Мы летим!

Потом уже на видео я увижу, что хвост самолёта уже почти был в снегу.  Так глубоко он сидел.  Разбег занял около 500-600м.

-14
-15

Следующее испытание будем проводить уже вдвоём.  Надо понять как самолёт на пухляке будет себя вести с максимальной загрузкой.

Взлёт с Юрой с ВПП и посадка на магистралку.  Самолёт проваливается в снег почти также как и когда я был один.  Рулит. Остановился.  Разворачиваемся и пытаемся взлететь.  Самолёт бежит, а скорость выше 25-30 миль не растёт, и он не поднимается.  Выпуск закрылков не помогает.   Так мы и пробежали 2 км.  Вылезли в конце магистралки из самолёта и провалились по пояс в снег.  С трудом развернули вручную самолёт.  Ну-с попробуем ещё раз.   И снова ползём по снегу.   Вылезая на свою колею самолёт пытается ускорится, но тут же снова спрыгивает в пухляк…   Видимо придётся Юру высаживать и взлетать одному.   Но дай-ка ещё раз по своим следам попробуем.

Третья попытка оказалась успешной.  Выскочив на свою лыжню самолёт пошёл в разгон и выпуском закрылков его удалось вырвать из снежного плена!  Всё, мы летим!!

Помню как на Ан-2 по той же методике накатки лыжни удавалось взлететь.  Но там 1000л.с., а тут всего 100.

Да, лыжи на Цессне подшиты пластиком и это большое подспорье.  Они почти не примерзают.

По результатам этих испытаний и доводок теперь я могу свободно летать на 150 Цессне на лыжах практически по любому снегу.  Вынужденная посадка в поле или на замерзшую реку будет безопасной, носовая лыжа прекрасно себя зарекомендовала.

За эту зиму лыжи были облётаны как на свежевыпавшем пухляке, так и на насте и льду.  Зарекомендовали себя — просто великолепно.  Однозначно следующие зимы самолёт будет эксплуатироваться только на лыжном шасси.