Найти в Дзене

Почему Али ибн Абу Талиб терпел, если халифат был его правом?

Путь Красноречия (نهج البلاغة) - книга проповедей и писем Али ибн Абу Талиба (ас)
Путь Красноречия (نهج البلاغة) - книга проповедей и писем Али ибн Абу Талиба (ас)

Известен следующий хадис, связанный с вопросом, почему Али терпел, если халифат был его правом:

Из труда суннитского автора аль-Джазари:

Имам Али (мир ему) передает:

«Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) обратился ко мне и сказал: «Ты в положении Каабы, приходят к тебе, но ты не ходи сам. Если же эта община придет к тебе и вручит халифат, прими его, если же не дадут, то оставь и не иди к ним, пусть они придут к тебе», (Усд’уль-Габа фи Ма’риффат аль-Сахаба, с. 112)

Его точку зрения на причины терпения давайте посмотрим в Проповеди имама Али (кв) Шикшикийа:

«Клянусь Аллахом, такой-то, зная мое место в халифате, подобное оси для мельничных жерновов, надели на меня как рубашку. Сель течет из меня и никакая птица не сможет долететь до мест, куда я летаю. И я задернул завесу поиска халифата, отвернул от него лицо.

Я начал думать: мне броситься в атаку с отрубленной рукой или же мне проявить терпение к ослепляющей темноте?

Это была такая тьма и слепота, которая взрослого изнуряет, а маленького заставляет полностью постареть. Верующий, до его возвращения в Воспитателю, в этой темноте и слепоте попадает от одной беды к другой.

Я увидел, что терпение для моего разума более подходящее, и я терпел. Но в моих глазах была соринка, а в горле кость. Я видел, как расхищали мое наследство. Так, первый, закончив путь, передал его следующему, такому-то».

После этого Али (мир ему) прочитал следующие строки из А’ша:

«В глазах брата Джабира Хаййана, какая есть разница между моей жизнью и нынешней жизнью».

(Сейчас ради куска хлеба я в жару преодолеваю длинные пустыни. А когда мы жили вместе с братом Джабира Хаййаном, то жили в изобилии).

«Как интересно! Когда он был жив, он хотел, чтобы его оставили. Но после смерти он поспособствовал тому, чтобы его сменил следующий. Эти двое разделили между собой халифат. Он бросил халифат в такое твердое и грубое место, что его жесткость глубоко ранила людей, он относился к людям очень грубо.

Во время халифата он падал, оступался. Когда он оступился на знающего, то извинился. Обладатель халифата походил на того, кто сел на непослушного верблюда. Когда он натягивал поводья, то рвал ноздри, ранил верблюда, если отпускал поводья, то свою жизнь подвергал гибели, исчезновению.

Клянусь существованием Аллаха, люди в его время впали в разногласия, нрав их испортился, люди меняли цвета и обвиняли друг друга. Но я же, несмотря на то, что попал в трудности и сложности, долгое время также терпел. И он закончил свой путь и оставил халифат группе людей, и он считал меня также из той группы людей.

О, Аллах, прибегаю к твоей защите. Что это было за совещание? Когда у одного из них возникло сомнение насчет меня, они посчитали мне равными! Но несмотря на это, когда они (как птицы) спускались, я спускался с ними, когда они взлетали, я взлетал с ними. Один из них (Са’д бин Аби Ваккас) из-за зависти и ненависти сбился с прямого пути, другой (Абдуррахман бин Ауф) из-за того, что тот был его зятем поддержал его, другие же совершили такие поступки, которые даже упоминать, вспоминать некрасиво…

Третий из них, встал, что обе стороны его опухли. Он жил между местом, где ел, и местом, где справлял нужду.

Вместе с ним в дело вступили сыновья его отца (Омеййады, к роду которых он относился). Они пожрали имущество Аллаха, подобно тому как верблюд пожирает весной травы и зелень. В итоге, и у него развязались веревки. Его деяния завершили его дело. Переполненность чрева распластало его по земле.

Люди, как волосы на шее (в значении многочисленные), обступили меня со всех сторон. Из-за давки чуть не затоптали Хасана и Хусейна. На моих обоих боках появились царапины и раны. Как бараны собираются с загон, так и они собрались вокруг меня.

Но, когда дело перешло в мои руки, одна часть отступила от присяги, нарушила клятву. Другая группа, как стрела отделяется от тетива лука, ушла, другие же впали в несправедливость.

Как будто они не слышали повеление Аллаха, пречистого от всяких недостатков, «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие» (Касас, 83) и «Благой конец уготован богобоязненным» (Араф, 128).

Да! Клянусь Аллахом, они точно слышали и поняли, но этот мир затмил им глаза, они увидели его в разукрашенном виде, его украшения и красоты понравились им.

Да, клянусь Аллахом, который расщепил зерно и создал человека, если бы эта община не собралась для присяги, если бы довод (худжджат) не был подкреплен наличием помощников и если бы Аллах не взял слово с ученых, чтобы они (препятствовали) смерти угнетенных от голода, когда угнетатели лопаются от насыщения, то я бы бросил на спину верблюда поводья халифата, - оставил бы это. Я бы напоил конец халифата первой чашей (Подобно тому, как и ранее я не бежал за ним, и сейчас за ним не бегу, я сразу бы его оставил).

Вы знаете, что этот мир для меня не дороже чихания козы».

Хайдар Баш

Дополнительная литература:

Др. Хайдар Баш. "Достопочтенная Фатима (а.с.)"

Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)" ,

Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"