В начале марта на экранах было рекордно много российских комедий. Целых пять фильмов. Если считать фильм «Конек-Горбунок», то целых шесть. По какой-то причине в числе аутсайдеров оказались две работы от культовых авторов – «Рашн Юг» и «Гуляй, Вася! Свидание на Бали».
«Рашн Юг» поставил Антон Федотов («Кухня. Последняя битва») по сценарию Жоры Крыжовникова. И совсем не нуждается в представлении сиквел хита Романа Каримова «Гуляй, Вася! Свидание на Бали». От таких производителей стоило ждать успехов в прокате и солидных сборов. Но после премьеры 4 марта что-то пошло не так.
Фильм Каримова за неделю собрал чуть более 21 млн руб., около 41 млн руб. у картины Крыжовникова. Это очень мало. У фильма «Пара из будущего» режиссера Алексея Нужного («Я худею») за тот же срок набралось 245 млн руб. Стартовавший неделей ранее «Батя» собрал 386 млн руб. «Родные», пробыв на экранах с 11 февраля и откусив часть праздничной посещалки, ушли из проката со сбором в 467 миллионов. «Конек-Горбунок», который с 18 февраля заработал больше 1 миллиарда, можно и не считать, это не просто комедия. Но зрителей он оттягивал.
Вообще, досадно. Я, например, с большим интересом отношусь к каждой работе Крыжовниква и Каримова. Но пока факты таковы. В чем причина? Вряд ли в авторах, «Родные», например, писал тот же Крыжовников, что и «Рашн Юг». Рейтинги указанных фильмов невысоки, чуть выше 5 баллов. Но ведь исходно не они определили активность публики.
Возможно, присутствие в трех успешных картинах узнаваемого актера-мужика сыграло свою роль. 8 марта, наверно, логичнее смеяться над мужиком. К тому же, в двух картинах это Сергей Бурунов, а на обложке «Пара из будущего» он даже с шариком и букетом тюльпанов.
Также очевидно, что три успешные ленты – о домашнем, семейном уюте граждан среднего возраста (посмотрите, на фоне какого шикарного ковра стоит Владимир Вдовиченков на постере «Батя»). А что предлагают аутсайдеры? Пляжный отдых молодежи.
«Рашн Юг» рассказывает историю приключений студента Артема и его возлюбленной Ксюши (Стася Милославская) на Черном море. Из названия и обложки фильма Каримова тоже все понятно. Это молодежная комедия на Бали. Может быть, причина в этом и есть?
Вероятно, создатели этих фильмов не попали в настроение публики в условиях пандемии. Какое Черное море, какое Бали (закрытое, кстати) в такие времена? Казалось бы, фильмы могут так вот виртуально слегка удовлетворить потребность в пляжном отдыхе. Но, может быть, наоборот, люди нуждались скорее в эстетизации домашнего быта, который для многих стал вынужденным, в конце концов, в своей комедии приятно видеть подобное, узнаваемое, экзотика часто отходит на второй план.
Очень может быть. К тому же времена сейчас небогатые, и картинки с Бали могут нервировать даже тех, кто ранее туда ездил, а для других являются раздражителем из мира обеспеченных выше среднего. Фильм «Рашн Юг», вроде бы, про Россию, но его название с ходу вызвало неприятие у значительной части аудитории из-за понятно какого слова.
8 марта не совсем в тему курортные романы и адюльтерные интриги молодежи, семейное кино о верности оказывается в выигрыше. И сюжеты лидеров изящнее, чем просто комедия положений.
В «Бате» встреча семьи с отцом/дедом, классное перестроечное ретро. «Пара из будущего» – остроумная фантазия об ошибках молодости. Да еще и про будущее, после... сами знаете чего. «Родные» – семейное роуд-муви, да еще и с ностальгической поездкой на Грушинский фестиваль. Круто же. И заявка лидеров уже на уровне постеров и трейлеров более аутентично российская, и уж точно русская, а не «рашн».
И все-таки стоит пожелать мартовским аутсайдерам новых зрителей. Конкуренция сильна, но эти авторы заслуживают нашего внимания.
Самые классные российские комедии последних лет – 9
Странный выпад топ-блогера против фильма «Непосредственно, Каха!»
«Настоящее будущее» – комедия с диалогами про белых и красных