Ковидный год в России был неплох в части премьер недорогих, но хороших и очень хороших фильмов. Комедия «Настоящее будущее» точно из их числа. Возможно, не каждому понравятся все сюжетные линии этой истории. У меня возникла пара вопросов только к одной. Остальные, на мой взгляд, в полном порядке.
«Настоящее будущее» – работа восьми режиссеров по сценарию дебютанта Андрея Лукьянова. Сразу – претензия. Возможно, неопытность автора – причина попадания в фильм неоправданно жесткой сцены с коровником. Такое ближе к суровой соцдраме. Надо аккуратнее с четвероногими, если не хотите оттолкнуть зрителя. Спорный и эпизод с пистолетом в больнице, нечто из тарантиноподобного кино 90-х. Это устарело лет на 20, и просто не стоило жестить на ровном месте.
Упомянутые эксцессы, связанные с «гангстерской» новеллой, происходят в начале, если их простить, окажется, что далее все весьма остроумно и стильно. При этом кино для взрослых. Много непечатных оборотов, есть новелла со скатологическим юморком, откровенные разговоры, соответствующие сцены. Да еще и постоянные споры про политику.
Главные герои – студентка-социолог из обеспеченной семьи Анна (Ана Джавакишвили, «Как мы танцевали») и гоповатый Нечаев (Никита Кологривый, «Русский рейд»). Парень помогает девушке сделать соцопрос с наивными темами про будущее и планы на жизнь. По ходу дела молодые люди встречают на улице героев восьми историй, вошедших в фильм, а для них самих комедия становится романтической.
Кроме классной молодежи в фильме есть Сергей Бурунов, Владимир Вдовиченков, Юлия Александрова, Анна Котова-Дерябина и другие достойные актеры. Среди режиссеров наиболее заметно имя Илья Хотиненко, автора культовой драмы «Одиссея 1989» (2003).
Истории переплетены так, что фильм не выглядит альманахом, все весьма гармонично. Истории социальные, порой даже остро. Конфликт между репетирующим симфоническим квартетом и рабочими, которые в люльке за окном вспоминают похождения на Олимпиаде-2014. Уморительная сценка с пикетом рабочих завода, производящего резиновые игрушки для взрослых. Конфликт бывшего мужа, решившего стать фермером и работать над импортозамещением с экс-супругой, мечтающей уехать из страны подальше. Спор о «корпоративном рабстве» в ночном офисе.
«Как быть против царя и большевиков одновременно?» – решают судьбы страны два гангстера в караоке-баре. «Социальный опрос для тебя – не вопрос, если будут обижать тебя, сломаю ...», – поет парень девушке.
Политики немало: левацкие лозунги профсоюза против работодателя; обсуждение санкций и олимпийского допинга; холивар на тему красных и белых; разные высказывания с улицы о будущем страны и перспективах из нее уехать. В основном неглупо и смешно, и не упрекнешь в какой-то предвзятости. Просто есть ощущение общего кризиса, от которого некоторые персонажи ведут себя довольно дико.
В целом это скорее разговорная комедия, чем ситком. Диалоги сочные и естественные. Кстати, это один из примеров удачного использования ненормативной лексики, порой весьма активного (одни только эмоциональные спичи героини Юлии Александровой чего стоят!), но в тему и неглупо. Ну, и не только комедия. Местами это все-таки драмеди.
И еще один момент кажется хорошей характеристикой фильма: не хочется, чтобы он заканчивался. Сюжетик свободный, кульминация и развязка касаются, по сути, только парочку – Анну и Нечаева. По идее, это мог быть сериал, с новой темой соцопроса в каждой серии и с новеллами из жизни участников опроса. Можно и просто сиквел. Благо, что тем для экранизации в общественно-политической повестке предостаточно.
Самые классные российские комедии последних лет – 8
Самая крутая российская комедия 2020 года – «Непосредственно Каха!»
«Реальные пацаны против зомби» – почти как финал «Мстителей»